Цова.

Oct. 13th, 2010 08:57 pm
bukvoed: (Default)
[personal profile] bukvoed


Служил когда-то царю Давиду Игаль бен Натан из Цовы, и за примерную службу попал в ТАНАХ (Шмуэль 2 23:36). Туда же угодили "цари Цовы" из Шмуэль 1 14:47:
"И утвердил Шаул свое царствование над Исраэйлем, и воевал со всеми окрестными врагами своими: с Моавом, и с Аммонитянами, и с Эдомом, и с царями Цовы, и с Пелиштимлянами, и везде, против кого он ни обращался, он их побеждал.". Впрочем, не все учёные мужи согласны, что эту библейскую Цову следует идентифицировать с холмом чуть к востоку от одноимённого кибуца. Иногда к делу подшивают Иегошуа 15:59 из Септуагинты, где значится не то Сорес, не то Эобес; и Себоим из еврейских источников конца римского периода.

Так или иначе, через две тысячи лет после Шауля с Давидом и через тысячу после римлян на холм поднялись крестоносцы, огляделись, соорудили усадьбу и назвали её Бельмон (Belmont), то есть "красивая гора". Прингл предполагает, что усадьба была построена в первой половине двенадцатого века и поначалу принадлежала какому нибудь рыцарю, вассалу короля. В середине века окрестные земли перешли в собственность госпитальеров; в 1157-м в документе фигурирует некий брат Вильгельм из Бельмона, вероятно местный кастелян, а позже и другие кастеляны. Надо полагать, именно госпитальеры обнесли усадьбу сложной формы двойной стеной без башен. По всей видимости, получившийся замок служил центром владений госпитальеров к западу от Иерусалима, включавших например Абу Гош и Аква Белла. Теодерих в 1169-м упоминает Бельмон как название "этих горных районов", но про замок как таковой молчит. После катастрофы 4 июля 1187-го относительно простая фортификация вряд ли могла всерьёз сопротивляться Саладину; согласно Абу Шаме и Имад ад-Дину, мусульмане заняли её уже в августе. Впрочем, один христианский источник (которому Прингл не верит) сообщает, что Балиан Ибелин сдал Бельмон и ещё несколько мест в начале октября, в качестве части выкупа за иерусалимских христиан. Далее Itinerarium Regis Ricardi и Амбруаз включают объект в список крепостей, разрушенных сарацинами в 1191-м, во время третьего крестового похода, во избежание повторного использования противником.

В начале 13-го века Якут упоминает деревню Суба под Иерусалимом. В османском налоговом документе 1596-го года здесь числятся 60 мусульманских и 7 христианских семей; большую часть дохода давали виноградный сироп, пшеница и ячмень. В 19-м веке деревня была центром владений семьи Абу Гош, контролировавшей обширные территории к западу от Иерусалима; у Абу Гошей был заклятый враг из деревни Бейт Итаб, и с этим врагом случались порой нешуточные разборки. Суба также отметилась в восстании против Ибрагима-паши, и последний в отместку разрушившил то, что оставил Саладин. Честер МакКоун в 1920-м обнаружил в деревне мечеть и два святилища (одно из которых, на склоне, было посвящено сорока мученикам), и ещё два за околицей. На 1945-й население составляло 620 человек, все мусульмане. В 1948-м расположившиеся в деревне иррегуляры успешно противостояли атакам Хаганы 15-19 апреля; АОИ взяла сабж только 13-14 июля, в ходе операции Дани. В октябре того же года группа пальмахников основала рядом кибуц Мисгав Пальмах, вскоре переименованный в Цова.

Со средних веков и до середины 19-го некоторые европейские визитёры считали Субу хасмонейским Модиином; поэтому возможно, что на этом рисунке Корнелиса де Брюйна (начало 1680-х) именно она.


(wiki)

Аэрофотоснимок деревни Суба, 1947:


(wiki)

1948:


(wiki)


(wiki)


(wiki)

Тель Цова с воздуха в 2024-м; виды с востока (на заднем плане кибуц Цова), юго-востока и запада:







Вершина холма; внизу примерно восток:



В 1986-89 британцы Прингл и Харпер провели на холме четыре сезона раскопок и обнаружили следующие периоды: железный век II (8-6 века до нашей эры), поздний элленистический (2-1 века до н.э.), ранний римский (рубеж 1-2 веков уже н.э.), византийский (5-7 века), ранний исламский, потом крестоносцы, айюбиды, мамлюки, османы и британский мандат. Ниже - составленный ими план замка. В центре усадьба - прямоугольное здание с внутренним двором, 33 на 39-41 м. Вокруг двойная многоугольная стена, примерно 100 метров (запад-восток) на 115 (север-юг).


(из In laudem hierosolymitani)

Теперь придётся немного поработать ногами. Хорошо заметная на аэрофотоснимках снимках тропинка быстро приводит к арабскому дому на южном склоне:



Задней стеной дома служит гласис госпитальерского замка:



Дальше по часовой стрелке; там фрагмент крепостной стены:



С водостоком:



На одном из камней стены - вероятная метка каменотёса - фича, характерная для построек крестоносцев:



Ещё дальше:





Здесь тоже метки каменотёсов:





Внутренний двор усадьбы, он же деревенская площадь, примерно с северо-запада на юго-восток и в обратном направлении. Где-то под домами к северу от неё нашли византийскую белую мозаику, украшенную красными и чёрными цветочками; но невооружённому лопатой глазу она, видимо, недоступна. В северо-восточном углу должен быть не попавший в кадр винный пресс.





Резервуар:





Франкская пилястра:



И другие средневековые камешки:





В юго-восточном углу двора на "камне с полями" в одном из верхних рядов изображена лошадка:



Разбитое корыто:



Дом к северо-востоку от площади, по некоторым данным принадлежавший местному мухтару:







К востоку от площади - возможная мечеть; однако ориентирована она явно не на юг, а на запад:





Франкский дверной проём:





Там опять же метки каменотёсов:







Теперь обратно на тропу и дальше по часовой стрелке:



Гласис в восточной части замка:





К югу от холма раньше находилось деревенское кладбище.



Могилы не сохранились, но остался несколькосотлетний дуб. Сто лет назад, по описанию МакКоуна, дуб был окружён стеной с михрабом; сооружение считалось святилищем шейха Ибрагима. Михаил Чернин подсказывает, что по деревенской традиции здесь был похоронен суфий Ибрагим ибн Адхам. Согласно жизнеописаниям, ибн Адхам родился в семье правителя города Балх в далёком Хорасане; сам стал правителем; но потом ушёл в отставку и в аскеты, добрался до наших краёв, принимал участие в боях с византийцами, и вроде погиб в очередном походе.



И до кучи - родник Эйн Цова, дальше к юго-востоку:







Фотографии: в wikimedia commons.

ГугльМэп местности.

Ссылки:
Belmont Castle - The Excavation of a Crusader Stronghold in the Kingdom of Jerusalem By Richard Harper, Denys Pringle
Archaeology of the military orders By Adrian J. Boas
Crusader archaeology: the material culture of the Latin East By Adrian J. Boas
Three Stages in the Evolution of Rural Settlement in the Kingdom of Jerusalem during the Twelfth Century By Adrian Boas (from In laudem hierosolymitani)
Description Géographique Historique et Archéologique de la Palestine (Vol 1: Judée, pt. 1) By Victor Guérin
The survey of western Palestine (Volume 3) By C.R. Conder et al p 18,p 157
Archaeological researches in Palestine during the years 1873-1874 (1896) By Charles Clermont-Ganneau
Palestine under the Moslems; a description of Syria and the Holy Land from A.D. 650 to 1500 By Guy Le Strange
L'estoire de la guerre sainte; histoire en vers de la troisième croisade
Отчёт ЖЖ-юзера [livejournal.com profile] ramires10
Отчёт ЖЖ-юзера [livejournal.com profile] lyolik_il

Crossposted to tourism_israel.

Date: 2010-10-13 07:05 pm (UTC)
From: [identity profile] http://users.livejournal.com/yozhik_/
Очень интересное место. Если хочешь, поищу координаты, по которым можно заказать небольшую книжечку про это место.

Date: 2010-10-13 07:33 pm (UTC)
From: [identity profile] bukvoed.livejournal.com
Конечно. m_k что-то писал про книжку тамошнего кибуцника Реувена Калифона "Цова историческая", которую можно заказать где-то в кибуце. Ты про неё ?

Date: 2010-10-13 07:36 pm (UTC)
From: [identity profile] http://users.livejournal.com/yozhik_/
Да. Заказ был сделан по адресу shivuk@tzuba.org.il
Их телефон - 054-5637952
Но это было три года назад. Если координаты изменились, я дам тебе адрес автора.

Date: 2010-10-13 07:36 pm (UTC)
From: [identity profile] http://users.livejournal.com/yozhik_/
Цена тогда была 15 шек.

Date: 2010-10-13 08:03 pm (UTC)
From: [identity profile] bukvoed.livejournal.com
Спасибо !
(deleted comment)

Date: 2010-10-13 10:09 pm (UTC)
From: [identity profile] bukvoed.livejournal.com
Спасибо, почитаю классику.

Date: 2010-10-13 07:51 pm (UTC)
From: [identity profile] anno-nin.livejournal.com
Дырка больше похожа не на засов, а на гнездо для бревна поперечного перекрытия. Настил верхнего этажа. Там рядом похожих дырочек не было? Попробую поискать в своих фото.
Там в кибуце по приведеному телефону можно и экскурсию заказать. Совсем недорого и достаточно интересно.

Date: 2010-10-13 08:06 pm (UTC)
From: [identity profile] bukvoed.livejournal.com
Вроде не было.

Может когда-нибудь и на экскурсию схожу, тем более что, кажется, к Эйн Цова и в "пещеру Иоанна Крестителя" самому не попасть ?

спасибо за пост!

Date: 2010-10-13 07:52 pm (UTC)
From: [identity profile] nakaryak.livejournal.com
А как лицо заинтересованное, хотел бы спросить, почему в Пикасе Вы выбираете столь маленький размер предпросмотра снимков: по моим наблюдениям, не все кликают дважды на фото, дабы увидеть оригинал. Размер в 800 пикселей был бы более щадящим для нас (если я чего не то спросил, не обессудьте).

Re: спасибо за пост!

Date: 2010-10-13 08:10 pm (UTC)
From: [identity profile] bukvoed.livejournal.com
800 пикселей не под катом "рвёт" ленту, а делать первый снимок меньше остальных странно как-то. :).

Ну и мне казалось, что 400 пикселей обычно достаточно.

Re: спасибо за пост!

Date: 2010-10-13 08:17 pm (UTC)
From: [identity profile] nakaryak.livejournal.com
Если выбирать между "весь пост 400" или "первая, скажем, 600, а остальные 800", я бы остановился на втором варианте. Почти уверен, что многие Ваши читатели меня поддержат (максимум, сможете при встрече кинуть в меня камень).

Re: спасибо за пост!

Date: 2010-10-13 08:26 pm (UTC)
From: [identity profile] bukvoed.livejournal.com
600 пикаса не предлагает, иначе бы я все 600 делал.

Делать первую 400 а остальные 800 мне всё же не очень хочется, но я подумаю.

Re: спасибо за пост!

Date: 2010-10-13 08:33 pm (UTC)
From: [identity profile] nakaryak.livejournal.com
Вы можете первый снимок сделать 600 - оригинальный размер. Если нужен больший размер этого же снимка - можно его продублировать в самом посте, имхо.

Re: спасибо за пост!

Date: 2010-10-13 08:47 pm (UTC)
From: [identity profile] bukvoed.livejournal.com
Такой выход мне в голову не пришёл.

Re: спасибо за пост!

Date: 2010-10-13 08:50 pm (UTC)
From: [identity profile] nakaryak.livejournal.com
Вы попробуйте, максимум - всегда можно уменьшить.
Еще раз спасибо и изв. за флуд (можно нашу переписку убрать).

Re: спасибо за пост!

Date: 2010-10-13 09:52 pm (UTC)
From: [identity profile] bukvoed.livejournal.com
Вам спасибо. Подумаю что делать с фотографиями.

Re: спасибо за пост!

Date: 2010-10-13 10:03 pm (UTC)
From: [identity profile] i-drlis.livejournal.com
А зачем переписку убирать? Мне, например, тоже интересно. Тем же страдаю, мучаюсь.

Date: 2010-10-13 08:25 pm (UTC)
From: [identity profile] ramires10.livejournal.com
Там еще источник в туннеле имеется, восточнее холма. Правда, сам я туда не попал:(

Date: 2010-10-13 08:27 pm (UTC)
From: [identity profile] bukvoed.livejournal.com
Это Эйн Цова или какой-то другой источник ?

Date: 2010-10-13 09:02 pm (UTC)
From: [identity profile] ramires10.livejournal.com
Именно он, 400 м юго-восточнее холма.

Date: 2010-10-13 09:52 pm (UTC)
From: [identity profile] bukvoed.livejournal.com
Туда, кажется, можно попасть только с экскурсией ?

Date: 2010-10-14 05:15 am (UTC)
From: [identity profile] ramires10.livejournal.com
Да нет, плати и входи:)

Date: 2010-10-13 09:26 pm (UTC)
From: [identity profile] evrikab.livejournal.com
Спасибо, как всегда интересно!

Date: 2010-10-13 09:53 pm (UTC)
From: [identity profile] bukvoed.livejournal.com
Спасибо !

Date: 2010-10-13 09:52 pm (UTC)
From: [identity profile] istar76.livejournal.com
Если Вам будет нужно - у меня есть телефон Рувена, он был моим учителем в ульпане Цубы.

Date: 2010-10-13 10:00 pm (UTC)
From: [identity profile] istar76.livejournal.com
Там, кстати, есть ещё и византийская церковь с мозаикой.

Date: 2010-10-13 10:08 pm (UTC)
From: [identity profile] bukvoed.livejournal.com
Интересно... даже не слышал про неё. Вы не подскажете, где именно ?

Date: 2010-10-13 10:09 pm (UTC)
From: [identity profile] istar76.livejournal.com
Рядом с центральным залом крепости, показать бы смог наверняка. ;о)

Date: 2010-10-14 05:22 am (UTC)
From: [identity profile] bukvoed.livejournal.com
Понятно... придётся мне ещё раз туда съездить. :)

Date: 2010-10-14 06:46 am (UTC)
From: [identity profile] istar76.livejournal.com
А ещё на самом теле есть 2 подземныых хода, вот.;о)

Date: 2010-10-14 08:06 am (UTC)
From: [identity profile] bukvoed.livejournal.com
Всё любопытнее и любопытнее... :)

Date: 2010-10-14 08:10 pm (UTC)
From: [identity profile] http://users.livejournal.com/yozhik_/
Реувен и есть автор брошюрки.
В гостнице Бельмон можно заказать экскурсии. Бывают и с Реувеном. Обычно он водит в т.н. пещеру Иоанна Крестителя.
Что касается подземного хода, то как я понимаю, речь идёт об источнике в самом конце кибуца. Тоже можно заказать в гостинице. Главное, чтобы набралась группа.

Date: 2010-10-14 03:36 am (UTC)
From: [identity profile] m-k.livejournal.com
Лошадку нашли?))

Date: 2010-10-14 05:20 am (UTC)
From: [identity profile] bukvoed.livejournal.com
Нет лошадку не нашёл, и цветочек тоже.

Date: 2010-10-14 06:06 am (UTC)
From: [identity profile] m-k.livejournal.com
Значит, есть повод вернуться :)) А я вот про мозаику первый раз слышу. Это не ошибка?

Date: 2010-10-14 08:08 am (UTC)
From: [identity profile] bukvoed.livejournal.com
Уже и подземные ходы обещают. :)

Придётся вернуться, да.

Date: 2010-10-14 06:43 am (UTC)
From: [identity profile] javax-slr.livejournal.com
Цова или Цуба?

Date: 2010-10-14 06:55 am (UTC)
From: [identity profile] bukvoed.livejournal.com
А леший знает. Слышал оба варианта. Сайт самого кибуца tzuba.co.il. Пожалуй, подкорректирую немного постинг.

Date: 2010-10-14 08:07 pm (UTC)
From: [identity profile] http://users.livejournal.com/yozhik_/
Правильно Цова. Цува, Цуба - это эхо арабской деревни Суба, которая находилась здесь до 1948 года. Как Холон - Хулон, Лод - Луд.
Как видишь, даже сами жители кибуца зачастую неправильно произносят название места, в котором живут.

Date: 2010-10-15 08:27 am (UTC)
From: [identity profile] bukvoed.livejournal.com
Пошёл корректировать обратно. :)

Date: 2010-11-17 06:57 pm (UTC)
From: [identity profile] anno-nin.livejournal.com
А крепость, и потом деревня появились на месте библейской Цовы http://www.eleven.co.il/article/14633

Date: 2010-10-24 08:28 pm (UTC)
From: [identity profile] indy424.livejournal.com
кажется, начинаю подумывать о том чтобы копать там раннее железо
шутки шутками, а я себе подходящий сайт ищу между иерусалимом и лахишем
может и подойдет
From: [identity profile] livejournal.livejournal.com
User [livejournal.com profile] igorla referenced to your post from 2 маршрута в иерусалимских горах, 25.03.23 (https://igorla.livejournal.com/898583.html) saying: [...] היובל, сначала поднялись на Тель Цова (Цуба), об этом месте много где написано, например здесь [...]

January 2026

S M T W T F S
    12 3
456 78910
11121314 151617
18 192021222324
25262728293031

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Jan. 20th, 2026 06:12 am
Powered by Dreamwidth Studios