bukvoed: (Default)
[personal profile] bukvoed


Как уже говорилось, первые танки семейства M60 прибыли в Израиль в 1970-71. В общей сложности через АОИ прошло порядка 1400 таких танков; последние были списаны из резерва в 2014-м. В Израиле M60 назвали Магах-6; с течением времени появились следующие варианты и обозначения:

- "МАГАХ-6" - М60 (в отличие от М60А1 и М60А3). Это же название используется для обозначения М60 вообще, всех моделей.
- "МАГАХ-6 Алеф" (т.е. "Магах-6А") - М60А1. В Израиле М60 этой и других моделей были модернизированы - новая командирская башенка израильского производства, усовершенствование системы турбонадува двигателя, установка навесной динамической защиты, постепенный переход на цельнометаллические гусеницы с развитыми грунтозацепами ("шпорами"; аналогичны гусеницам танка "Меркава"), теплоизоляционный кожух на стволе пушки и т.п.
- "МАГАХ-6 Бет" (т.е. "Магах-6В") - М60А1 (RISE), т.е. М60А1 с усовершенствованным двигателем, т.н. AVDS-1790-2C RISE (Reliability Improved Selected Equipment engine), вместо оригинального AVDS-1790-2A. Кроме того, танк имел более совершенную систему стабилизации орудия, а также гусеницы типа Т142 с резиновыми подушечками, в то время как "МАГАХ-6 Алеф" - клинообразные гусеницы типа Т97 меньшей ширины. Постепенно двигатель и стабилизатор были усовершенствованы на всех М60А1, т.е. "МАГАХ-6 Алеф" были модернизированы до уровня "МАГАХ-6 Бет". Как следствие название "МАГАХ-6 Алеф" вышло из употребления. С течением времени стёрлось и отличие в типах гусениц.
- "МАГАХ-6 Бет Галь" - "МАГАХ-6 Бет" с новой СУО "Галь" ("Волна"), созданной на базе СУО "Матадор" танка "Меркава". Кроме того, изменилась конфигурация блоков динамической защиты, а на корме башни установлена новая корзина, увеличенного объёма.
- "МАГАХ-6 Бет Галь БАТАШ" - вариант "МАГАХ-6 Бет Галь" с мощным дополнительным пассивным бронированием башни и лобовой части корпуса и бортовыми экранами... Оригинальный 750-сильный двигатель заменён на более мощный, в 908 л.с. В Интернете для этой модели встречаются обозначения "МАГАХ-8" и "МАГАХ-7D"...
- "МАГАХ-6 Бет Баз" - аналогичен "МАГАХ-6 Бет Галь", но с СУО "Баз" (как на танке "Меркава-3") вместо СУО "Галь". До этого уровня модернизировано небольшое количество танков "МАГАХ-6 Бет".
- "МАГАХ-6 Гимель" (т.е. "Магах-6С") - М60А3.
- "МАГАХ-6 Рейш" (т.е. "Магах-6R") - М60 (в отличии от М60А1 и М60А3) с новым стабилизатором орудия (как на "МАГАХ-6 Бет"), двигатель модернизирован до уровня AVDS-1790-2AG. Основное отличие AVDS-1790-2AG от AVDS-1790-2A - генератор с силой тока 650 ампер вместо оригинальных 300, с целью удовлетворить возросшие потребности в электричестве системы стабилизации орудия (двигатель мощностью в 10 л.с. гидравлической системы, гироскоп, сервоприводы орудия, а в последствии - и СУО).
- "МАГАХ-6 Рейш*" (т.е. "Магах-6R*") - "МАГАХ-6 Рейш" подготовленный для установки новой СУО "Нахаль Оз" (НАА), но ещё не имеющий этой системы.
- "МАГАХ-6 Мем" (т.е. "Магах-6M") - "МАГАХ-6 Рейш*" с СУО "Нахаль Оз".
- "МАГАХ-7" - глубокая модернизация М60 (т.е. "МАГАХ-6 Мем", соответственно СУО - "Нахаль Оз"). Новое дополнительное пассивное бронирование башни корпуса, бортовые экраны, 750-сильный дизель AVDS-1790-2AG заменён на 908-сильный AVDS-1790-5A с автоматическим стартером, два 6-зарядных дымовых гранатомёта (вместо прежних 10-зарядных) и др.
- "МАГАХ-8" - кроме уже сказаного о путанице с "МАГАХ-6 Бет Галь БАТАШ", есть сообщения, что так планировали назвать "МАГАХ-7" со 120-мм орудием, по-сути то, что предлагается на экспорт как "Сабра", см. ниже.

(Waronline)

На верхней фотографии - "просто" M60, с башней, похожей на M48 (но изначально имевший 105-мм пушку); командирская башенка уже израильская. А вот M60A1 с новой, удлиннённой башней; здесь (и на многих фото ниже) танки ещё рассекают с оригинальной американской командирской башенкой:



Синай, начало 1970-х:



Магахи 600-й бригады, 1972:



Хм, а на заднем плане вроде М48, но с крыльями по типу М60 ?



1973:











М60 143-й дивизии:



М60А1 196-го батальона 460-й бригады (?):



Танк 600-й бригады на ремонте:



Транспортировка понтонов к каналу:





Подбитые:







Следы попаданий "Малюток":



В плену:





С самолёта на бал; на фронт танки, поставленные во время ВСД, не успели, но всё равно спасибо:



Домой, 1974:

M60A1-retreat-from-africa-197402-4lj-1

Рабин наблюдает за манёврами на Синае, 1976:



401-я бригада на Синае, 1976-7:





М60 14-й бригады, тоже Синай, 1979; на танках появились "пупырышки" для крепления элементов динамической защиты "Блейзер":



Там же, тогда же:



Синай, 1980; танки покидают базу Рефидим:

D169-020
(Яаков Саар, Национальная Фотоколлекция)

D169-021
(Яаков Саар, Национальная Фотоколлекция)

Ещё такой же:



М60 с установленной ДЗ, 1981:

D346-059
(Яаков Саар, Национальная фотоколлекция)

Ещё такой же:



Ливанская; Магахи-6 Бет косяком:













Бывало и так:



Окрестности Бейрута, июль 1982-го:



M60A3 (Магах-6 Гимел) около реки Авали, январь 1985-го:



Два Магаха-6 Мем 430-го батальона 500-й бригады, примерно 1984-6, вид сверху:



Ещё один 6 Мем, без даты:



И этот, похоже, тоже Мем:



Бинт Джбель в южном Ливане, 1994; Магах-6 Бет Галь, насколько я понимаю - имеем новый прицел наводчика, теплоизоляционный кожух на пушке (в комментах подсказывают, что они появились ещё на поздних 6 Бет) и гусеницы а-ля Меркава:



Такие же машины, 1994-5; в задней части башни наблюдаем увеличенную корзину и столбик датчика ветра:



А здесь гусеницы ещё "обрезиненные":



И ещё, из той же подборки:







Танки из роты ЦАМАП 9го б-на на взводных учениях зимой 2003-го:


([livejournal.com profile] leo715)

И ещё несколько 6 Бет Галь:







Magach-6Bet-Gal-wf-1

Магах-6 Бет Галь в Латруне:


Date: 2016-07-22 10:20 pm (UTC)
From: [identity profile] vova-modelist.livejournal.com
А сколько было построено Магах 7? Нигде не нашел информации.

Date: 2016-07-23 06:27 am (UTC)
From: [identity profile] bukvoed.livejournal.com
Я тоже. :(

Date: 2016-07-24 12:15 pm (UTC)
From: [identity profile] bukvoed.livejournal.com
На waronline пишут (http://waronline.org/fora/index.php?threads/%D0%A2%D0%B0%D0%BD%D0%BA%D0%B8-%D0%9C%D0%90%D0%93%D0%90%D0%A5-%D0%9C48-%D0%9C60-%D0%B2-%D0%90%D0%9E%D0%98.2612/page-20#post-1763004), что 300-400.

Date: 2016-07-24 03:48 pm (UTC)
From: [identity profile] vova-modelist.livejournal.com
Спасибо!

Date: 2016-07-22 11:29 pm (UTC)
From: [identity profile] david-2.livejournal.com
Танк у Авали в 1985 - М60А3 поздней поставки, 80-х годов, то есть это Магах 6-гимель.

Теплоизоляционный кожух пушки был на поздних 6-бет еще до введения СУО Галь.

Там, где "вид сверху", это еще не Галь.

На танке в Бинт-Джбейль прицел Галь и так хорошо виден. Кроме того, к тому моменту 401-я бригада уже полностью перешла на Галь, а шестого Магаха не из 401-й бригады в то время в Ливане быть не могло.

При установке СУО Галь башенная корзина менялась на большую квадратную, на фотках, где других деталей не видно, это может помочь с идентификацией.

Гусеницы от Меркавы ставились в кадровых бригадах, в 460 долго сохранялись оригинальные с резиной, в резерве многие так и дожили с американскими до списания, без перехода на гусеницы Меркавы.

Date: 2016-07-23 06:40 am (UTC)
From: [identity profile] bukvoed.livejournal.com
Спасибо.

>Там, где "вид сверху", это еще не Галь.

Да, прицел вроде "неправильный". Но есть датчик ветра. Разве они были на обычных 6 Бет ?

Date: 2016-07-23 07:42 am (UTC)
From: [identity profile] david-2.livejournal.com
Были на 6 Мем.

А чего фоток 6 Бет Галь Баташ нет? Как апофеоза Магах-6. :)

Date: 2016-07-23 01:07 pm (UTC)
From: [identity profile] bukvoed.livejournal.com
Хм... что-то я не могу понять, какая у него башня.Может и Мем,да...

6 Бет Галь Баташ заслуживает отдельный пост.:)

Date: 2016-07-23 03:21 pm (UTC)
From: [identity profile] david-2.livejournal.com
На Мем правее прицела (если спереди смотреть) по верху башни идут пять блоков ДЗ в ряд, на Бет - 3, на Галь - 2. Тут 5. На правой стороне башни ниже прицела на Бет и Галь три малых прямоугольных вертикальных блока, на Мем один горизонтальный и один вертикальный. Плюс корзина - полностью не видна, но видно, что она не закругленная, как на М60А1, а угловатая, как на М60 - видишь угол корзины над минометом и командирским пулеметом? Оба танка на этой фотографии это Мем.

Date: 2016-07-23 03:37 pm (UTC)
From: [identity profile] bukvoed.livejournal.com
Ясно. А танки на фото с вертолётом и на чёрно-белом фото над ним - тоже Мем ?

Date: 2016-07-23 04:24 pm (UTC)
From: [identity profile] david-2.livejournal.com
Минуточку, я еще эти два танка рассматриваю. :) Это танки 430-го батальона 500-й бригады, судя по надписи на подкрылке. Магах-6 Мем поступил на вооружение начиная с 1984, с 1986 гусеницы на нем начали менять на гусеницы Меркавы, стало быть снято примерно в этом промежутке.

Если меня зрение не обманывает и у них тоже пять блоков в ряд со сползанием на левую сторону, то эти тоже Мем. На черно-белом я вообще не вижу, что там делается, даром что фотка больше.

Date: 2016-07-23 06:44 pm (UTC)
From: [identity profile] david-2.livejournal.com
А еще можно визуально определять по числу больших блоков на бортах башни. На Бет, Гимель и Галь в ряд помещается 11 блоков, а на 6, Рейш и Мем только 9, потому что башня короче.

Date: 2016-07-23 06:57 pm (UTC)
From: [identity profile] bukvoed.livejournal.com
Тхынкс. На фото с вертолётом, стало быть, точно Мем.

Date: 2016-07-23 09:02 pm (UTC)
From: [identity profile] david-2.livejournal.com
Да. Черно-белый видимо тоже Мем. Во-первых по моему все-таки видно, как ряд блоков на крыше по окружности загибается, во-вторых на правой для нас стороне башни (для нее левой) левее ближайшего к пушке прямоугольного блока ДЗ стоит еще один клиновидный блок, который заходит под дымовой гранатомет. Это особенность 6 и его потомков Рейш и Мем: на фотографии "М60 с установленной ДЗ" его хорошо видно, потому что танк без дымовых гранатометов и клиновидный блок ничем не закрыт. С гранатометами их иногда ставили, иногда нет, потому что мешает, поэтому на фотографии с двумя танками Мем из 430-го батальона их нет, во всяком случае их не видно. Но иногда они оставались вот так, подсунутые под дымовой гранатомет.

Date: 2016-07-24 07:21 am (UTC)
From: [identity profile] bukvoed.livejournal.com
Да, вижу...

Date: 2016-07-24 07:34 pm (UTC)
From: [identity profile] pfc-joker.livejournal.com
Спасибо, очень интересные нюансы. Надо бы самостоятельно попрактиковаться в опознании модификаций :)

P.S. Лево/право ИМХО лучше всегда указывать по ходу (для башни – по направлению ствола), чтобы не было разночтений. Левый борт же не становится правым, когда мы смотрим на танк (корабль, самолёт) спереди.

Date: 2016-07-24 09:13 pm (UTC)
From: [identity profile] david-2.livejournal.com
Я иногда академически подхожу, а иногда житейски, не статью же пишу. :) И в случаях возможного непонимания стороны указываю. А в идеале, конечно, левое надо левым называть по объекту, а не по зрителю, кто ж спорит. :)

Date: 2016-07-24 07:35 pm (UTC)
From: [identity profile] pfc-joker.livejournal.com
А что за штука над стволом орудия у первого танка на "виде сверху"?

Date: 2016-07-25 06:03 am (UTC)
From: [identity profile] david-2.livejournal.com
Такую штуку не припомню. Порыться надо.

Date: 2016-07-27 02:54 pm (UTC)
From: [identity profile] leo715.livejournal.com

Похоже на до-TTSовскую "фару".
Апд:
Типа AN/VSS-3

Edited Date: 2016-07-27 03:00 pm (UTC)

Date: 2016-07-27 06:20 pm (UTC)
From: [identity profile] david-2.livejournal.com
Больно плоская для нее.

Date: 2016-07-23 11:12 am (UTC)
From: [identity profile] l-69-l.livejournal.com
Тот, что с пятью поддерживающими катками, М48 и есть, насколько я понимаю. Форма башни, вроде, его.

Date: 2016-07-23 01:03 pm (UTC)
From: [identity profile] bukvoed.livejournal.com
Башня у ранних М60 была практически такая же, как у М48. "Длинноносая" башня появилсь начиная с М60А1.

Но М60 с пятью катками вроде не было, а М48 с закруглёнными надгусеничными полками в принципе были. Так что вероятно вы правы, это должен быть М48.

Date: 2016-07-27 11:44 am (UTC)
From: [identity profile] leo715.livejournal.com

3я с конца (которая с тахлацом). Оба танка из роты ЦАМАП 9го б-на на взаодных учениях зимой 2003го. У обоих - приса пнимит.

Date: 2016-07-27 01:42 pm (UTC)
From: [identity profile] bukvoed.livejournal.com
Тоже ваше ?
А что такое "приса пнимит" ?

Date: 2016-07-27 02:09 pm (UTC)
From: [identity profile] leo715.livejournal.com

Да.
Гусеница слетела на внутреннею сторону, и зажата между корпусом и шестерней или катками (и хрен их открутишь, очень сильное давление). Соответственно в таких случаях гусеницу предпочитают резать (или взрывать специальным кумулятивным зарядом).

Edited Date: 2016-07-27 02:10 pm (UTC)

Date: 2016-07-27 05:24 pm (UTC)
From: [identity profile] bukvoed.livejournal.com
Подписал.
Ясно, спасибо.

Шестой в Магахах.

Date: 2017-02-05 07:52 pm (UTC)
From: [identity profile] livejournal.livejournal.com
User [livejournal.com profile] makz_z_z referenced to your post from Шестой в Магахах. (http://makz-z-z.livejournal.com/117614.html) saying: [...] Оригинал взят у в Шестой в Магахах. [...]

Date: 2017-03-19 07:54 am (UTC)
From: [identity profile] aduljar.livejournal.com
Дико извиняюсь за комментарий через полгода после поста. Сейчас "Магахов" уже физически не осталось, в смысле порезали или всё-таки еще сколько-то есть?

Date: 2017-03-19 08:50 am (UTC)
From: [identity profile] bukvoed.livejournal.com
Да на здоровье, хоть через 10 лет. :)

Магахов сейчас на вооружениии нет ни в регулярных частях, ни в резерве. Какова судьба снятых с вооружения машин, я не знаю. Вполне вероятно, что многие потихоньку ржавеют на каких-нибудь армейских свалках в ожидании дальнейшей судьбы - разборка на запчасти для пока остающихся на вооружении мостоукладчиков; мишень на полигоне; мемориал; ещё какая-нибудь фигня.

Date: 2017-03-19 10:46 am (UTC)
From: [identity profile] aduljar.livejournal.com
Спасибо! А нет хоть какого-то намека на то, сколько их всё-таки было? Слишком уж разные данные на этот счет.

Date: 2017-03-19 11:54 am (UTC)
From: [identity profile] bukvoed.livejournal.com
Если верить Waronline, "В общей сложности, с 1964 г. Израиль получил около 800 М48 и 1,400 М60 всех модификаций".

Date: 2017-03-19 02:26 pm (UTC)
From: [identity profile] aduljar.livejournal.com
Ну да, это я знаю. Спасибо.

Date: 2017-03-19 02:28 pm (UTC)
From: [identity profile] bukvoed.livejournal.com
Ничего лучшего у меня нет. :(

Date: 2017-03-19 04:24 pm (UTC)
From: [identity profile] aduljar.livejournal.com
Да я понимаю...
From: [identity profile] livejournal.livejournal.com
User [livejournal.com profile] grimnir74 referenced to your post from Война Судного дня: Синайский танковый разгром (https://grimnir74.livejournal.com/14239434.html) saying: [...] М60А1 Армии обороны Израиля пополняют боекомплект, Синай, октябрь 1973 bukvoed.livejournal.com [...]
From: [identity profile] livejournal.livejournal.com
User [livejournal.com profile] grimnir74 referenced to your post from Война Судного дня: Синайский танковый разгром (https://grimnir74.livejournal.com/15400245.html) saying: [...] М60А1 Армии обороны Израиля пополняют боекомплект, Синай, октябрь 1973 bukvoed.livejournal.com [...]

January 2026

S M T W T F S
    12 3
456 78910
11121314 151617
18 192021222324
25262728293031

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Jan. 20th, 2026 06:12 am
Powered by Dreamwidth Studios