bukvoed: (Default)
[personal profile] bukvoed


Продолжение про Магахи.

Сразу было решено модернизировать поступившие танки до уровня М48А3 (замена бензинового двигателя и старой трансмиссии на дизель "Теледайн Континенталь" AVDS-1790-2A и трансмиссию "Аллисон" CD850-6). Кроме того... 90-мм пушка заменялась на 105-мм М68 (американский вариант английской L7), а оригинальная командирская башенка - на низкопрофильную израильскую завода "Урдан", т.е. в танк вносились изменения, появившиеся в США только на модели М48А5. В первую очередь модернизировались наиболее старые танки - М48А1. Работы на первом танке начались 15.12.66, а к 03.06.67 в войска были переданы 15 таких машин. Ещё 30 были готовы к 02.07.67, а к августу 1968 г. в вариант М48А3 были модернизированы 100 танков. По другому источнику, модернизация М48А1/А2 (включая трофеи и поставки 1970 г.) в вариант М48А3 осуществлялась следующими темпами: 1967 г. - 135, 1968 г. - 61, 1969 г. - 45, 1970 г. - 65, 1971 г. - 39, 1972 г. - 0. Итого - 345.

Из 250 М48 к началу Шестидневной войны (05.06.67) боеготовыми были 117 (10.5% танкового парка), включая 15 модернизированных. Данные о безвозвратных потерях М48 в войне 1967 г. не опубликованы, в то же время известно, что Израиль захватил около 100 иорданских танков, в т.ч. до 70 М48А1 (к началу боёв Иордания имела 170 М48 и 44 М47; трофейные М47 на вооружение не принимались). В июне 1970 г. Израиль заказал 100 М48А1 и 150 М60/М60А1 (повидимому, 50 М60 и 100 М60А1) в США, сделка была утверждена Конгрессом в январе 1971 г., все танки поставлены до конца 1971 г. По другому источнику, все М48А1 прибыли в 1970 г., а поставки М60/М60А1 осуществлялись так: 1970 г. - 25, 1971 г. - 59, 1972 г. - 66.

По официальным данным, на 01.04.73 танковый парк Израиля включал 2,009 танков, в т.ч. 544 М48 и М60 всех моделей. К началу войны 1973 г. Израиль имел 537 М48, М60 и М60А1 (26.4% танкового парка), причём все М48 были модернизированы до уровня М48А3 (правда, из вышеприведенных данных танков этих типов должно было быть меньше - 495, в т.ч. 345 М48А3, 50 М60 и 100 М60А1). Цифра 537 - из неофициальных источников и, скорее всего, занижена, иначе неясно, с чем связано её снижение по отношению к данным на 01.04.73.

Общие безвозвратные потери Израиля в танках в 1973 г. - около 400 штук, из них 360 на египетском фронте. Сколько среди потерь М48 и М60 не опубликовано, но поскольку именно этими танками были укомплектованы бригады Синайской дивизии, принявшей на себя первый удар, причём многие из подбитых танков так и остались на контролируемой Египтом к концу боёв территории, можно с уверенностью сказать, что их было не менее 200.

После войны началась поставка крупных партий М60, М60А1 и М48 из США. Уже к началу декабря 1973 г. прибыли 200 М48А3 и М60. В т.ч. 4 прибыли на самолётах в рамках американского "воздушного моста" (первый самолёт сел в Израиле 14 октября), остальные - по морю (первое судно прибыло в Израиль в последние дни войны). В 1977-1979 гг. поставлены 150 оригинальных американских М48А5. В 1979 г. были заказаны 300 М60А3 (50 поставлены в 1980 г., 50 - в 1981 г., 65 - в 1982 г., 50 - в 1983 г., 50 - в 1984 г., 35 - в 1985 г.). В общей сложности, с 1964 г. Израиль получил около 800 М48 и 1,400 М60 всех модификаций.
Безвозвратные потери танков всех типов в войне 1982 г. оцениваются одними источниками в 40 машин, другие говорят о 37 М48/М60 (+ 8 "Центурион" и 7 "Меркава").

(Waronline)

В статье параллельно приводятся данные об M48 и M60, разделять их мне лень. Тем не менее, этот пост посвящён:
- Танкам M48A1/A2C, модернизированным в Израиле путём установки дизеля, 105-мм орудия и низкопрофильной комадирской башенки Урдан (в АОИ они обозначались Магах 3). Как видим на фотографиях, фары и число поддерживающих катков, видимо, оставляли такими же, как на исходных машинах. Очевидно, не все изменения производились одновременно; кое-где (например, на заглавном фото) пушка уже новая, а командирская башенка ещё старая.
- Танкам M48A3, у которых уже был дизель, так что модернизация ограничилась сменой орудия и башенки (тоже Магах 3).
- Танкам M48A5, приехавшим из США с почти таким же дизелем (AVDS-1790-2D + трансмиссия CD-850-6A), 105-мм пушкой и даже с израильской командирской башенкой, и эксплуатировавшимся без изменений (Магах 5). Различить Магах 3 и 5 - задача для "заклёпочников" более высокого класса, чем я. Знатоки говорят, что на Магах 5 указывают "иксы" на подкрылках; в принципе они имелись и на поздних M48A3, но к нам вроде такие экземпляры не попадали. Про тонкости с бронированием задних фар и выхлопной решётки см. там же. Один из главных критериев - дата фотографии; M48A5 появились на свет в 1976-м и поставлялись в Израиль в 1977-9, так что например ВСД - это точно "трёшка".

Заметим, что после завершения программ модернизации Магахов 1/2 в 3 и Центурионов в Шот Каль эти два типа танков имели одинаковые орудия, двигатели и трансмиссии, что должно было заметно облегчить эксплуатацию танкового зоопарка АОИ.

И последнее - в начале 1990-х M48 был снят с вооружения; но сколько-то M48A5 было переоборудовано в "ракетоносцы" Пэре и в этом качестве они служили примерно до начала 2017-го. M60 тоже уже всё, уволен из резерва в 2014-м; вспомогательные машины на его базе - мостоукладчик M60 AVLB и БРЭМ M88.







Что за барахло на погрузили на танки ?





Те же знатоки подсказывают, что танки с номерами, начинающимися на 109 - суть иорданские трофеи 1967-го, проходившие в Израиле модернизацию на общих основаниях:



Один такой достался в 1973-м египтянам, а оттуда в итоге отправился в американский музей:


(via)

14-я бригада тренируется на Синае, 1968:







Учения, 1969:



Какое-то мероприятие в 1970-м; рядом хафтрэк с 90-мм пушкой:


(Israel Sun)

Тогда же и вроде бы там же; хорошо видна оригинальная американская командирская башенка:

M48-idf-19700506-eby-1

Курс командиров танков, 1970:



Укреплённый пункт в районе Суэцкого канала, без даты:

Sherman-medevac-maoz-fbkr-1

Для большей части попавшихся фотографий указан 1973-й год; дополнительные фотографии можно найти в моих давних постах про форсирование Суэцкого канала (1,2,3,4). Танк 14-й бригады:



421-й бригады:



Переправа через канал (похоже, погрузка на Тимсах):



Танк 401-й бригады на том берегу:

AA-position-west-of-suez-canal-401brig-tank-1973-wf-1

Суэц и окрестности:













Ещё ВСД:

M48-egyptian-front-1973-atj-1



























M48-takes-ammunition-sinai-1973-atj-1

Отвод войск:



Подбитые танки:





M48 и M60 в районе Деверсуара:



Справа точно M48, слева уже непонятно:



M48 и Т-54/55:



Египетские солдаты фотографируются с трофейными Магахами:

















Жена Садата тоже сфотографировалась:



Трофеи в Каире:





Отвод войск, 1974:

Scammell-Contractor-carries-M48-from-canal-area-1974-hhe-1-israel-sun
(Israel Sun)

Scammell-Contractor-carries-M48-from-canal-area-1974-hhe-2-israel-sun
(Israel Sun)

В конце службы Магахи получили комплекты динамической защиты Блейзер. Этот танк с "иксами" на подкрылках, так что видимо Магах 5:



Здесь иксов нет, но подпись говорила о Магах 5:



734-я бригада в 1982-м, в районе Султан Якуб:



Один из потерянных в том бою танков в музее в Дамаске:



Другой был передан сирийцами СССР, много лет простоял в Кубинке и недавно вернулся к нам:



Вместо него в Россию уехал этот Магах 5:



Магах 3 в Латруне:





Ещё один:



А таких вроде быть не должно. 90-мм пушка, но коробка воздушного фильтра. Оригинальный американский M48A3, по какой-то причине избежавший модернизации ?



Магах 5 с креплениями для Блейзера в Батей а-Осеф:


Date: 2016-07-01 09:26 am (UTC)
From: [identity profile] david-2.livejournal.com
Те Магахи на фотографиях, у кого номер начинается на 109, это захваченные в 1967 у иорданцев трофеи. Потом модернизировались по общему образцу. На первой фотографии с баяном и потом еще один из американского музея: http://www.primeportal.net/tanks/carl_dennis/magach_3_walk_1.htm Этот конкретный был сначала захвачен нами у иорданцев в 1967, потом захвачен египтянами у нас в 1973, в результате попал в США.

В Латруне Магах-5 с тралом тоже с иксами.

Date: 2016-07-01 12:37 pm (UTC)
From: [identity profile] bukvoed.livejournal.com
С баяном - это ты про какую фотографию ? Дошло.

Да, точно, есть такой в Латруне. Кстати, а что там за М48А3 с 90-мм ? Разве они у нас когда-то использовались в таком виде ?
https://commons.wikimedia.org/wiki/File:M48A3-Patton-latrun-1-3.jpg
Edited Date: 2016-07-01 12:46 pm (UTC)

Date: 2016-07-01 01:12 pm (UTC)
From: [identity profile] david-2.livejournal.com
(На самом деле это не баян, а аккордеон, но в их модификации мы не влезаем). :)

Ну до переделки же использовались.

Date: 2016-07-01 01:16 pm (UTC)
From: [identity profile] bukvoed.livejournal.com
Так М48А3 мы получали вроде только после ВСД и сразу ставили на них 105-мм ?

Date: 2016-07-01 01:40 pm (UTC)
From: [identity profile] david-2.livejournal.com
А он на самом деле не М48А3, просто так написано. Во-первых, нет квадратного бронирования фар и бронирования гриля, во-вторых номер серии 816, то есть кем бы он ни был, прибыл до ВСД.

Date: 2016-07-01 02:10 pm (UTC)
From: [identity profile] bukvoed.livejournal.com
Всё равно странно. Получается, дизель на него поставили уже у нас, а пушку не стали ?

Date: 2016-07-01 02:35 pm (UTC)
From: [identity profile] david-2.livejournal.com
Оно же не одновременно делалось. У тебя же самого в прошлом посте куча фотографий с Шестидневной, где на них дизель и 90-мм пушка. Те, кто потом продолжили служить, получили пушку 105-мм, а кто дожил, то и динамическую защиту. А этот конкретный, стало быть, выпал со службы раньше.

Date: 2016-07-01 02:41 pm (UTC)
From: [identity profile] bukvoed.livejournal.com
Я Олега так понял, что дизель и пушка ставились одновременно. Есть данные, что это не так ? Тогда, конечно, данный экспонат не удивляет...

В том посте у меня вроде только M48A1/A2C с родным двигателем.Во всяком случае, коробок с воздушными фильтрами не видно.
Edited Date: 2016-07-01 02:42 pm (UTC)

Date: 2016-07-01 03:39 pm (UTC)
From: [identity profile] david-2.livejournal.com
Видимо, у меня два поста вместе сложились и перемешались, надо было сначала тот пересмотреть. :) Много фоток. :) С телефона видно плохо, но фильтров там вроде не видать, да. Стало быть еще бензиновые.

Есть конечно еще более житейский вариант, что несмотря на написанное в источниках, М48А3 приходили и до ВСД. Тогда вообще с ним проблем нет, какой пришел, с дизелем и 90-мм, такой и стоит, и тогда написано на табличке правильно. Детали оборудования это дело техники, их можно менять и переставлять, а номер 816 должен быть до ВСД. Видишь у тебя в прошлом посте на четвертой фотке бензиновый А1 еще с родными полукруглыми подкрылками, которые им потом поменяли на плоские? У него номер 816382. А у этого танка, который мы обсуждаем, номер 816386. Значит, в строй встали рядом.

Про установку у нас надо уточнить. Пишут-то обычно просто "на них меняли то, то и это", типа всегда разом, а по жизни всяко бывало, зависело от наличия деталей на данный момент, от объявленной боеготовности, от очереди на линии и еще много от чего. Это как с оригинальными башенками на М60, многие думают, что сразу меняли, а реально не сразу. Покопаем при случае.

Date: 2016-07-01 04:09 pm (UTC)
From: [identity profile] bukvoed.livejournal.com
Тхынкс, ясно. То есть неясно. :))

Date: 2016-07-01 04:28 pm (UTC)
From: [identity profile] david-2.livejournal.com
Это надо Михаэля Масса пытать. :)

Date: 2016-07-14 06:42 pm (UTC)
From: [identity profile] bukvoed.livejournal.com
Давид, у меня очередной вопрос... мне казалось, что бензиновые Центурионы к середине 70-х все в дизельные переделали, но тут картинки вроде из 85-го:
http://477768.livejournal.com/3933890.html
Ты случайно не знаешь, когда их таки да ?

Date: 2016-07-15 09:49 am (UTC)
From: [identity profile] david-2.livejournal.com
Это не единый фотосет. У него выкупили коллекцию и наставили свои номера в порядке складирования, и некоторые даты вообще от балды, у него там есть фотографии с первой ливанской, датированные 1900-ым годом. Бензиновый Центурион ладно, и что подписан он как М60 тоже ладно, и что без ДЗ тоже ладно, и что зима и лето одновременно, тоже ладно, но танкист с Узи, который с танка прыгает, в шлемофоне образца даже не войны Судного Дня, а Шестидневной. Это всё фотки с разных лет, 1985 скорее всего из этих конкретных фоток только те, где Меркава.

Date: 2016-07-15 10:20 am (UTC)
From: [identity profile] bukvoed.livejournal.com
Спасибо.
Да, точно, не обратил внимание на "дырчатый" шлем.
А в это время на всех Центурионах уже была (подготовка для) ДЗ ?

Date: 2016-07-15 11:14 am (UTC)
From: [identity profile] david-2.livejournal.com
Без креплений для ДЗ с тех годов не видел. И Магах там тоже без креплений, там где пулеметные ленты лежат на первом плане.

Date: 2016-07-15 11:34 am (UTC)
From: [identity profile] bukvoed.livejournal.com
Тхынкс.

Date: 2016-07-15 06:35 pm (UTC)
From: [identity profile] 477768.livejournal.com
Спасибо за разъяснение

Date: 2016-07-02 08:30 am (UTC)
From: [identity profile] yuripasholok.livejournal.com
Тут у итальянцев всякого вкусного крупноразмерного по 6-дневной
http://www.ebay.it/sch/m.html?_odkw=&_ssn=lucdipietr_0&_armrs=1&_osacat=0&_from=R40&_trksid=p2046732.m570.l1313.TR10.TRC0.A0.H0.Xisraele.TRS0&_nkw=israele&_sacat=0
Танчики в количестве присутствуют.

Date: 2016-07-02 12:17 pm (UTC)
From: [identity profile] bukvoed.livejournal.com
Спасибо, пошёл изучать.

Date: 2016-07-02 12:22 pm (UTC)
From: [identity profile] yuripasholok.livejournal.com
Лучше сейчас утянуть, это все-таки eBay, долго не провисит.
From: [identity profile] livejournal.livejournal.com
User [livejournal.com profile] grimnir74 referenced to your post from Больше танков хороших и разных 2. (http://grimnir74.livejournal.com/7200047.html) saying: [...] Оригинал взят у в Больше танков хороших и разных 2. [...]
From: [identity profile] livejournal.livejournal.com
User [livejournal.com profile] holicin referenced to your post from Больше танков хороших и разных 2 (http://holicin.livejournal.com/8903084.html) saying: [...] Оригинал взят у в Больше танков хороших и разных 2. [...]

Date: 2018-07-13 12:21 pm (UTC)
From: [identity profile] akarchikyan.livejournal.com
Я прошу прощения за дилетантский вопрос, но... почему за Магах-3 идёт сразу Магах-5? Ведь те же модернизированные М48А3 впооне могли бы быть Магахом 4. Или это название и правда связано с индексацией М48, и Магаха-4 нет просто потому, что нет и М48А4?

Date: 2018-07-13 03:03 pm (UTC)
From: [identity profile] 477768.livejournal.com
Ну собственно да, от индексации Паттонов. М48А4 хотя и существовал, но в виде проекта и естественно что никуда не поставлялся

Date: 2018-07-13 03:50 pm (UTC)
From: [identity profile] bukvoed.livejournal.com
Точно не знаю, это Давида_2 надо спрашивать. :)
Но скорее всего да, следовали модификациям М48.

Date: 2018-07-14 09:10 pm (UTC)
From: [identity profile] akarchikyan.livejournal.com
Лучше непосредственно к нему обратиться или можно будет получить ответ прямо здесь, в комментариях?

Date: 2018-07-14 10:05 pm (UTC)
From: [identity profile] bukvoed.livejournal.com
Вряд ли Давид регулярно перечитывает мои старые посты :), но можно позвать.

(Громко) [livejournal.com profile] david_2 !!!

Date: 2020-09-16 07:31 am (UTC)
From: [identity profile] akarchikyan.livejournal.com
Я наконец-таки сподобился написать, буду теперь ждать ответа.
From: [identity profile] livejournal.livejournal.com
User [livejournal.com profile] oleggranovsky referenced to your post from Израильские трофеи у арабских стран (https://oleggranovsky.livejournal.com/610701.html) saying: [...] «Магах» на ЖЖ «Пещера злобного Буквоеда», в т.ч. подбитые и затрофеянные [...]

January 2026

S M T W T F S
    12 3
456 78910
11121314 151617
18 192021222324
25262728293031

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Jan. 21st, 2026 05:04 pm
Powered by Dreamwidth Studios