
Поскольку без цитаты из Откровения св. Иоанна Богослова (оно же Апокалипсис) в этом посте никак не обойтись, то с неё и начнём; что Армагеддон - это "гора Мегидо" никому, полагаю, объяснять не надо.
Шестой Ангел вылил чашу свою в великую реку Евфрат: и высохла в ней вода, чтобы готов был путь царям от восхода солнечного. И видел я [выходящих] из уст дракона и из уст зверя и из уст лжепророка трех духов нечистых, подобных жабам: это — бесовские духи, творящие знамения; они выходят к царям земли всей вселенной, чтобы собрать их на брань в оный великий день Бога Вседержителя. Се, иду как тать: блажен бодрствующий и хранящий одежду свою, чтобы не ходить ему нагим и чтобы не увидели срамоты его. И он собрал их на место, называемое по-еврейски Армагеддон.
(16:12-16)
Древний город на "приморском пути" Египет - Сирия, Мегидо дал имя не только последнему и решительному бою между силами добра и зла, но и битве, часто упоминаемой как "первое в истории подробно описанное вооружённое столкновение". В минус пятнадцатом веке, мол, группа
Кроме этого эпизода, две других битвы вошли в анналы как "сражения при Мегидо". Во-первых, Хроники II 35:20-24 повествуют о том, как в 609-м году до нашей эры иудейский царь Йошияу встрял в выяснение отношений между региональными сверхдержавами и в результате погиб в бою с фараоном Нехо II:
После того, как подготовил Йошийау дом (Божий), направился Нехо, царь Египетский, воевать с Каркемишем на Перате; и вышел навстречу ему Йошийау. И послал к нему (Нехо) послов, говоря: что тебе до меня, царь Йеудейский? Не против тебя теперь (иду) я к месту моего сражения. И Б-г повелел мне поспешать; не противься Б-гу, Который со мною, дабы он не погубил тебя. И не отвернул Йошийау от него лица своего, но, чтобы сразиться с ним, переоделся; и не послушал слов Нехо, (исходивших) из уст Б-жьих, и прибыл воевать в долину Мегиддо. И выстрелили стрелки в царя Йошийау; и сказал царь слугам своим: уведите меня, потому что я тяжело заболел (ранен). И увели его слуги его из колесницы и посадили его в другую повозку, которая (была) у него, и отвезли его в Йерушалаим. И умер он, и был похоронен в гробницах отцов своих.
Гораздо более лаконичное описание находим в Царствах II 23:29: "В его дни Паро Нехо, царь Египетский, пошел против царя Ашшурского на реку Перат. И вышел царь Йошийау навстречу ему, и тот убил его в Мегиддо, когда увидел его". Некоторые исследователи выдвигают гипотезу, что возможно Хроники фантазируют и не было никакой битвы. Как вариант - Йошияу явился пред светлы очи сюзерена, чем-то навлёк на себя гнев последнего и был казнён.
Во-вторых, в сентябре 1918 года армия генерала Алленби порвала на британский флаг противостоявшие ей османские силы с германскими вкраплениями. Фронт перед началом сражения располагался намного южнее, где-то между нынешнеми Герцлией и Нетанией, и основной экшн был именно там. Но развивая наступление, части 4-й кавалерийской дивизии прорвались через Вади Ара, а части 5-й кавалерийской дивизии прошли чуть севернее, через перевал Абу Шуше; кавалеристы быстро заняли Афулу и Назарет; в итоге турецкая оборона развалилась полностью, Алленби дошёл до Алеппо, а там и войне настал конец, кто выжил - молодец...
Но вернёмся к первому из сражений при Мегидо, оно же первое упоминание города в летописях. После и вследствие кампаний Тутмоса объект стал одним из главных египетских форпостов в подконтрольном Ханаане и заслужил ряд упоминаний в амарнских письмах. Затем хватка Египта ослабла, Мегидо был частично разрушен то ли один раз (в минус 12-м веке) то ли два (в конце минус 13-го и в минус 12-м), но в итоге оставался одним из наиболее значительных городов Ханаана. В ТАНАХе впервые находим наш объект в Иегошуа 12:22 - в списке побеждённых правителей фигурирует "царь Мегидо -
В девятнадцатом веке к активным поискам Мегидо (и прочих библейских мест) приступили европейские исследователи. В 1838-м "отец библейской географии" Эдвард Робинсон снова идентифицировал объект с Ладжуном; в 1852-м ван де Вельде предложил Тель Мутеселим; наконец, третьим кандидатом (Кондер, 1882) стали руины Хибрет Муджеда далеко к востоку, в районе Бейт Шеана. В 1903-5 Готлиб Шумахер провёл на холме первые раскопки, и с тех пор, кажется, в правоте ван де Вельде никто не сомневался. Раскопки продолжили исследователи из Чикагского Университета (1925-39); Игаэль Ядин, которого мы, израильские милитаристы, любим не только за это (1960-е и начало 1970-х); и с 1992-го до наших дней тельавивцы под началом, среди прочих, возмутителя спокойствия Исраэля Финкельштейна. Упорные чикагцы докопались до скального основания холма, при этом насчитав двадцать культурных слоёв; в ходе последующего уточнения число слоёв достигло двадцати пяти - от небольшой пещеры с костями и кремниевыми инструментами из далёкого неолита до неукреплённого города персидского периода.
( Результаты осмотра )