
В середине 12 века жил да был в городе Тудела, что в Наваррском Королевстве, еврей по имени Биньямин. Под влиянием ли оголтелой сионистской пропаганды своего возможного земляка Иегуды Галеви, или по другим мотивам, но в один прекрасный день Биньямин отправился в путешествие, посетил историческую родину и прилегающие сарацинские земли, а по возвращении написал отчёт о своих странствиях. В отчёте (сорок вторая страница ивритского текста по ссылке внизу) автор упоминает место под названием Торон, примерно на полпути между Бейт-Говрином и Шило; различные варианты рукописи присовокупляют к названию неудобоваримые сочетания ивритских букв, которые можно при большем или меньшем напряжении фантазии прочитать как "де лос кабальерос". Логичным представляется заключить, что получившаяся "башня рыцарей (или всадников)" есть замок тамплиеров, известный как Le Toron des Chevaliers; относится цитата году к 1169-71. Впрочем... Варианты фразы также идентифицируют Торон с Шунемом и размещают там еврейскую общину в 300 человек. Увы, попытки задним числом "заставить" Вениамина Тудельского заехать на родину девицы Авишаг оказались тщетны, равно как и понять, что делали несколько сот евреев в гостях у рыцарей храма; автор распространённого английского перевода, Адлер, попросту объявил фразу необратимо испорченной и из текста изъял.
Ещё одно вероятное упоминание объекта даёт испанская Chronica Adefonsi Imperatoris:
After Count González had kissed the King's hand in farewell and had taken leave of his comrades, he traveled far away to Jerusalem, and fought many battles there with the infidels. He also constructed a very strong castle facing Ascalon. This was called the castle of Toron. The Count reinforced it with knights, infantrymen, and provisions, and he gave it to the Knights Templars. Then he crossed the Adriatic Sea and finally returned to Spain.
Если, как полагает большинство исследователей, это наш объект, значит он был построен между 1137 и 1141, что делает его первым тамплиерским замком в Иерусалимском Королевстве. "Меньшевик" Михаэль Эрлих считает, что Латрун не соответствует определению "напротив Аскалона", и предлагает взамен малоизвестный замок в Сумиле.
В сентябре 1187 храмовники сдают Торон де Шевалье сарацинам в обмен на освобождение пленённого при Хаттине великого магистра Жерара де Ридфора; во всяком случае, Абу Шама сообщает, что выкуп за де Ридфора включал "крепости тамплиеров Газа, аль-Натрун и Бейт Джибриль" (последний, правда, принадлежал госпитальерам). Четыре года спустя Ричард отправляется в поход на Иерусалим, и "во избежание" 2 декабря 1191 Саладин приказывает разрушить замок. В марте 1229 Фридрих II дипломатическим путём возвращает франкам территорию, включающую Торон, но соглашается не восстанавливать укрепления. В 1243 другой великий магистр тамплиеров, Арман де Перигор, пытается "лоббировать" замок "около Иерусалима над Тороном". Десять лет спустя Людовик IX задумывает построить крепость на холме между Яффо и Иерусалимом, "где прежде был замок маккавеев". Прингл предполагает, что и в данном случае мог иметься в виду Торон, где средневековые пилигримы иной раз искали маккавейский Модиин. Так или иначе, в обоих случаях планы остались на пергаменте. В середине века эти места попали под контроль мамлюков; этот расклад был официально закреплён соглашением от 1283 года. В 1830-х свой вклад в разрушение замка вносят египетские власти в лице Ибрагима-паши, очевидно в процессе подавления бузы. Во время Первой Мировой турки, похоже, используют развалины как каменоломню.
С течением времени франкский топоним "Ле Торон ..." превращается в название арабской деревни аль-Латрун. Созвучие с латинским словом latro - вор, разбойник итп - скорее всего случайность. Однако, по причине означенного созвучия, века с семнадцатого Латрун начинают связывать с евангельским благородным разбойником, он же Дисмас. Отсюда лишь один шаг до появления монастыря, и в 1890 трапписты этот шаг делают. В Первую Мировую турки выгоняют подозрительных европейскоподданных. Монахи возвращаются в 1926/7; вроде бы старое здание оказывается разрушенным; и они приступают к сооружению нового - того самого, с красной черепичной крышей, на склоне холма к северу от замка, куда хоть раз заглядывал каждый местный потребитель вина или церковной музыки.
Британские власти, в свою очередь, в 1940-42 обогащают местный пейзаж сразу двумя объектами. Во-первых лагерем для итальянских и немецких военнопленных, ветеранов арабского восстания и еврейских подпольщиков. Во-вторых - построенным по следам того же арабского восстания укреплённым полицейским участком, одним из шестидесяти девяти украсивших мандатную Палестину фортов Тегарта; данный форт строила компания "Строительный Синдикат Палестина".
17-18 мая 1948 подразделения Арабского Легиона заняли Латрун, перекрыв тем самым дорогу на Иерусалим и водопровод из Рас эль-Аин туда же. В мае-июле АОИ неоднократно пыталась вытеснить иорданских солдат с этой ключевой позиции, но все эти попытки завершились неудачей:
- Операция Бин Нун Алеф, 24-25 мая.
- Операция Бин Нун Бет, 30-31 мая.
- Операция Йорам, 8-9 июня.
- И наконец - Латрун был одной из целей операции Дани, проходившей в середине июля.
После 31 мая начались работы по прокладке дороги, обходившей Латрун с юга, через окрестности деревень Бейт Джиз и Бейт Сусин. Иорданцы были в курсе какой-то подозрительной деятельности противника, но видимо далеко не сразу уяснили суть происходящего; они регулярно подвергали район проведения работ артобстрелу и периодически высылал патрули, но не более того. 10 июня - в аккурат к перемирию - удалось наладить автомобильное сообщение с Иерусалимом. Новая дорога получила название "бирманской", по аналогии с маршрутом, использовавшимся в конце 1930-х и начале 1940-х для поставок Китаю через британскую Бирму, в обход японцев. В период перемирия Израиль мог переправлять ограниченное количество грузов по контролируемой иорданцами главной дороге, но из-за повреждений последней сообщение началось только 25 июня; грузы, естественно, подвергались досмотру. Водопровод протянули из окрестностей Реховота.
Более-менее подробное рассмотрение боёв за Латрун не поместится в этот пост. Вкратце - израильским силам, по ходу дела пытавшимся превратиться в "нормальную" армию и поначалу практически не имевшим тяжёлого вооружения, противостояли неплохо обученные и адекватно вооружённые регулярные части в сравнимом количестве, занимавшие подготовленные позиции. Посему, результат не должен особенно удивлять; особенно это касается первой атаки (Бин Нун Алеф), когда наступавшие не имели даже внятной информации о противнике. Учитывая, что сообщение с Иерусалимом в итоге было восстановлено, эти события можно считать болезненным уроком, к счастью не имевшим катастрофических последствий. Иные - notably Шломо Шамир, командовавший свежесформированной 7-й бригадой и в этом качестве ответственный за оба Бин Нуна - добавляют, что израильские действия вынудили иорданцев держать в районе Латруна значительные силы, которые могли бы быть использованы в Иерусалиме или ещё где-нибудь; и по совокупности обстоятельств предлагают засчитать нам победу. С другой стороны, в народной памяти латрунская травма по тем или иным причинам приобрела поистине эпические масштабы, в особенности когда речь заходит об этой самой Бин Нун Алеф. Хотя официальные данные говорят о 168 погибших, из них 71-74 в бою 25 мая, в альтернативном изложении могут фигурировать многие сотни или даже тысячи (так, в 1985 Узи Ландау озвучил число 2000; такие же данные приводит Поллак). Большая часть потерь Бин Нун Алеф приходилась на 32-й батальон бригады Александрони; но попали в печальную статистику и новые репатрианты из 72-го батальона 7-й бригады. Преломившись, этот факт породил представление о множестве переживших Катастрофу репатриантов "только что с корабля", загубленных большевиками-мапайниками.
С установлением "нашего контроля" над Латруном пришлось подождать до ночи на 6 июня 1967. На этот раз иорданские позиции были без особых проблем заняты частями 4-й бригады при поддержке роты танков AMX-13 (последняя относилась к воевавшей на египетском фронте 60-й бригаде, была передана сначала т.н. отряду Эшколот, а затем переподчинена центральному фронту). С 1982 британский форт и прилегающий участок земли "работают" музеем/мемориалом танковых войск.
( Результаты осмотра )
Crossposted to tourism_israel.