
Году в тысяча сто тридцать каком-то семья Велос из Тверии обзавелась участком земли в холмах к западу от Иордана, на высоте 312 метров над уровнем моря, с прекрасным видом на долину реки 550-ю метрами ниже, на гору Тавор итд; возможно, там был построен небольшой замок или укреплённая ферма. В 1168-м Иво Велос продал участок за довольно скромные 1400 безантов госпитальерам, и последние возвели здесь крепость неоригинально названную Бельвуар (Belvoir, фр. "красивый вид").
Крестоносцы, разумеется, были не первыми в этих краях. Метрах в 700 к югу или юго-востоку, около источника под названием Эйн Кохав, обнаружены остатки еврейского поселения римского/византийского периода, предположительно именовавшегося Кохав; в дальнейшем место фигурировало в арабских источниках как Каукаб. Возможно, альтернативное название объекта при крестоносцах - Коке (Coquet) - не только французское "очаровательный", но и слегка подрихтованный Кохав/Каукаб. Также в районе источника была найдена арабская надпись, сообщающая, что "has ordered to make this blessed fountain the illustrious emir, the great Shuja ad-Din, may his glory be perpetuated"; Шарон затрудняется с её датировкой.
Но вернёмся к госпитальерскому замку; чем дальше, тем менее скучно было его гарнизону. Сам Саладин приходил поиграть в царя горы уже в 1182-м; игра завершилась вничью. В августе 1187-го, после июльского разгрома крестоносцев при Хаттине, мусульманская армия вновь подступила к Бельвуару. Сарацинам тогда удалось с лёгкостью занять большую часть городов и замков королевства, однако "наш" объект сдался только через восемнадцать месяцев после Хаттина. Осада, повидимому, произвела впечатление на противников госпитальеров; аль Исфахани, приближённый Саладина и историк заодно, охарактеризовал Бельвуар/Каукаб как "неприступную цитадель, неприступное убежище, недосягаемую вершину, несокрушимый кремень, недоступную женщину" и так далее и тому подобное; а согласно несколько более позднему описанию Абу Шамы, замок "стоит на дороге к звездам, обитель орлов и дневное убежище луны". Защитники совершали вылазки; согласно тому же аль Исфахани, в январе 1188-го они застали врасплох и уничтожили отряд во главе с командиром осаждавшей армии, Сайф ад Дином Махмудом, базировавшийся в соседнем замке Форбеле. В первых числах января 1189-го года арабским минёрам удалось наконец разрушить барбикан - башню, защищавшую ворота крепости. Стороны приступили к переговорам, в результате которых 5 января госпитальеры покинули замок и отбыли в Тир.
Около 1220-го, при аль Муаззаме, Бельвуар был разрушен, поскольку "иногда они возвращаются". Крестоносцы действительно ненадолго вернулись благодаря соглашениям, заключённым Теобальдом Наваррским с ас-Салихом Исмаилом, правителем Дамаска, в 1240 и Ричардом Корнуолльским с ас-Салихом Аюбом, правителем Египта, в 1241. Однако до восстановления крепости руки у них не дошли - уже в 1244-м колесо истории снова сменило направление вращения, и стало не до того... Разрушенный замок был окончательно потерян франками в пользу мамлюков примерно в 1263-м году.
Впоследствии на участке возникла деревня Каукаб аль-Хава ("звезда ветров"), просуществовавшая до войны за независимость. "Мадрих исраэль а-хадаш" сообщает, что деревню основали бедуины в 18 веке, Бен-Дов пишет про начало девятнадцатого. С другой стороны, по википедии (ссылающейся на Халиди) выходит, что деревня упоминается в турецком документе от 1596. В девятнадцатом веке деревню посетили Робинсон и Кондер, оставив краткие описания. 15 мая 1948 отряд из бригады Голани занял деревню, опередив иракские части. Попытка иракцев отбить деревню не удалась.
Археологические раскопки объекта проводили исследователи из Управления Древностей и Парков, сперва в начале 1960-х под руководством Н. Цори, потом более тщательно под началом Меира Бен Дова в 1966-м. В дальнейшем развалины Бельвуара стали главным элементом национального парка Кохав а-Ярден. Компанию историческим каменюкам составили
( Результаты осмотра )
Crossposted to tourism_israel.