bukvoed: (Default)
[personal profile] bukvoed


Одной из форм боевых действий в "палестинскую межобщинную" были различные "мелкие пакости", которые чинили друг другу арабы и евреи в городах/районах со смешанным населением. Хотя номинально арабская Яффа и еврейский Тель Авив были разными городами, их соседство оказалось достаточно близким для таких проявлений "дружбы народов". Уже 30 ноября, пишет Моррис, в северной части Яффы обосновались снайперы, "работавшие" по Тель Авиву (по Талю, в декабре-апреле от огня снайперов в ТА погибли 170 человек; Нахмиас говорит о 1100 пострадавших). Евреи не остались в долгу, ответив подрывами и поджогами домов. 7 декабря градоначальники Хейкаль и Роках вроде бы договорились о прекращении огня. 16 декабря делегация из южных кварталов Яффы пришла к аналогичному соглашению с Бат Ямом. Но потому ли, что муфтий продолжал нагнетать, или по какой-то другой причине, пакости продолжались. В частности, пишет Таль, с середины марта "арабские силы предпринимали атаки на всём протяжении линии Тель Авив - Яффа; Хагана тоже действовала в арабских кварталах".

До апреля 48-го особых перемен на фронтах не было. Затем (при обстоятельствах, которые я уже как-то пытался бегло обрисовать) Хагана перешла в наступление и быстро заняла два "смешанных" города - Тверию и Хайфу. Яффа неожиданно попала под удар следующей. Неожиданно - потому что в списке целей Хаганы эта была низкоприоритетной. Во-первых, город был неплохо укреплён; защищали эти укрепления, по Талю, 350-400 добровольцев из Югославии, 200 из Ирака, плюс "меньшее количество" местных. Во-вторых, по резолюции Яффа отходила к арабскому государству (что в принципе не исключало, но сначала всё же предполагалось освоить своё). В-третьих, Яффа находилась в глубине еврейской территории, то бишь - никуда она не денется, сдастся рано или поздно, рассудили в Хагане, особенно если занять соседние арабские деревни...

Проверить последнее предположение помешали "ревизионисты" из Эцель. Поскольку покидающих Палестину англичан охота на Бегина и его последователей более не интересовала, организация вышла из подполья и трансформировалась в милицию. Правда, если Хагана насчитывала десятки тысяч, то Эцель - тысячи (а "дважды раскольники" из Лехи и того меньше). Тяжёлого вооружения тоже практически не было; разве что ухитрились стянуть у англичан пару трёхдюймовых миномётов и большое количество боеприпасов к ним. Уровень подготовки бойцов тоже, видимо, оставлял желать лучшего. Но внести свой вклад хотелось (возможно - в особенности после успехов Хаганы), а Яффа была "престижным" объектом, удобно расположенным неподалёку от баз Эцель.

Итак, 24-го апреля 48-го порядка 600 бойцов под началом Бегина в качестве политического лидера и Амихая Паглина (ака Гиди) в качестве лидера военного, сосредоточились около школы Альянс в Неве Цедек (теперь Центр Сюзан Делаль). Оттуда следующим утром они выступили на штурм района Маншия, тянувшегося от старой Яффы на север вдоль берега. Паглин планировал атакуя вдоль улиц Барнет и Ешиват Воложин пробиться через южную часть Маншии к морю; а затем "схрумкать" столько, сколько получится. Два дня прошли в безуспешных попытках прорвать арабскую линию обороны, сопровождавшихся миномётным обстрелом города. Бегин уже собирался отменить операцию, но подчинённые уговорили дать им ещё один день. На этот раз Паглин решил наступать не под открытым небом, а проламываясь через дома; поперечные же улицы перегораживать баррикадами. Так, при помощи кувалд и мешков с песком, к утру 28-го апреля бойцы Эцель дошли до моря, а затем заняли отрезанные кварталы и вроде собирались продвигаться в направлении порта, но тут переполошились англичане.

Собственно, занервничали англичане раньше. Ситуация, в которой они находились последние месяцы, была несколько двусмысленной. По мере вывода войск возможностей разнимать арабов и евреев у них становилось всё меньше, да и особого желания встревать в "туземные разборки" уже не было. Но формально до середины мая они всё ещё отвечали за мир, дружбу и общественный порядок в Палестине. И вдруг, панимаишь, такая загогулина получается - евреи берут Хайфу, арабы обвиняют англичан в потакании сионистам, репутация Британской Империи на Ближнем Востоке падает стремительным домкратом. Некоторые арабские лидеры грозятся, что вынуждены будут ввести войска в Палестину вот прямо сейчас, и что тогда - воевать ? Не воевать ? И так плохо, и этак... И тут "они уже здесь". В смысле - евреи уже в Яффе. И не просто евреи, а великий и ужасный Irgun, к которому и у англичан, и у арабов особые счёты.

По всей вероятности, небольшой английский гарнизон Яффы (по Бендману, человек 80 из полка Royal Irish Fusiliers, с броневиками, и около 40 британских полицейских) принимал участие в отражении атак Эцель уже с 25-го; впрочем не исключено, что они просто попали под обстрел и решили ответить. Затем британцы стянули подкрепления общей численностью (по Моррису) порядка 4500 человек. 29-го британский отряд при поддержке танков Кромвель сделал попытку выбить Эцель из Маншии; впрочем, попытку достаточно вялую (вероятно, офицеров "на местах" не слишком интересовала большая политика). Английские самолёты покружили над Тель Авивом и обстреляли позицию Хаганы в Бат Яме; флот тоже поплавал туда-сюда. Затем стороны приступили к переговорам при посредничестве Хаганы (представленной сыном Бен Гуриона Амосом). В конце концов постановили - Эцель передаст позиции в Маншии Хагане, а сам уберётся с глаз долой. Британцы, правда, требовали ещё предоставить им возможность держать гарнизон в здании полиции Маншии и патрулировать главную улицу района, но ревизионисты взорвали и полицию, и несколько домов вдоль означенной улицы, завалив её обломками. В итоге верховный комиссар Каннингем доложил королю Абдалле о спасении Яффы (британские дипломаты по всему Ближнему Востоку получили указание провести разъяснительную работу в том же духе); Эцель записал себе в актив захват Маншии и избавление Тель Авива от вражеских снайперов; Хагана в те же дни заняла деревни к юго-востоку от Яффы, перекрыв дорогу на Рамлу (но не удержала холм Тель ар-Риш ввиду успешной контратаки, исполненной только что прибывшим в город отрядом Арабской Освободительной Армии; впрочем, это тема для отдельного поста)... в общем, все остались довольны, кроме яффских арабов.

Отток жителей из Яффы был заметен уже в декабре. К началу апрельских боёв из 70-80 тысяч город покинули порядка трети, в том числе большинство лидеров. Падение Маншии, сопутствовавший миномётный обстрел (по Моррису, порядка 20 тонн боепропасов) и потеря соседних деревень ускорили процесс. Наконец, 13 мая окружённый и почти обезлюдевший город сдался Хагане. На следующий день в Яффу вошли подразделения бригады Кирьяти и небольшое количество бойцов Эцель. Военным губернатором был назначен Ицхак Чизик. К тому моменту в городе осталось примерно 4100 жителей.

...Всё это к тому, что на днях я добрался-таки до музея "Эцель в 48-м", он же "Бейт Гиди". Здание вроде было построено в 1900 богатым евреем из России. После его смерти во время ПМВ недвижимость перешла к арабу по фамилии Хамами; последний поделил дом на квартиры и сдавал. В 1976 приняли решение открыть в доме музей Эцель, что и было сделано к 83-му.















Мемориал бойцам Эцель, погибшим в боях за Яффу (по Нахмиасу 41 человек):



Первый экспонат; похож на Mortier Brandt de 120 mm AM 50, но опорная плита другая:





Так это было:



Интерьер:













Про Иерусалим:





На заднем плане - флаг с Альталены:







Эти маленькие человечки заняты изготовлением "гремучей ртути":



Всякие железяки:







ПИАТ:



Брен:



Ли-Энфилд:



Стены с Томпсонами:





Всякая мелочь:









Маншия в 1945-м:


(Яаков Рознер)

Подборка из Института Жаботинского. Так выглядела улица Барнет:



Маншия:



Бойцы Эцель после захвата Маншии:





Позиция Эцель в Маншии:



Британские солдаты на окраине Маншии:



С просторов сети - танк Кромвель там же:



Фотографии - в picasa web albums.

ГугльМэп местности.

Ссылки:
1948 A History of the First Arab-Israeli War By Benny Morris
The Birth of the Palestinian Refugee Problem Revisited By Benny Morris
War in Palestine, 1948 Strategy and Diplomacy By David Tal
יונה בנדמן - התערבות הצבא הבריטי בהתקפת האצ"ל על מנשייה (PDF)
עמיחי אתאלי, הקרב שנשכח - ראיון עם יוסקה נחמיאס (PDF)
1st Battalion The Argyll and Sutherland Highlanders Palestine 1947 - 1948
Отчёт ЖЖ-юзера [livejournal.com profile] sklv
Отчёт ЖЖ-юзера [livejournal.com profile] asyat
Отчёт ЖЖ-юзера [livejournal.com profile] losew

Your post has been published on LJTimes

Date: 2012-07-30 06:45 am (UTC)
From: [identity profile] livejournal.livejournal.com
LJTimes editors found your post interesting. You can find a re-post here: http://www.livejournal.com/ljtimes

Date: 2012-07-30 07:00 am (UTC)
From: [identity profile] father-ingwar.livejournal.com
спасибо - а то хожу все вокруг, а внуть не решился еще ни разу зайти

Date: 2012-07-30 08:28 am (UTC)
From: [identity profile] bukvoed.livejournal.com
Кстати, в ТА есть ещё один музей Эцель: http://ilmuseums.com/museum_rus.asp?id=62.
Там я (пока) не был.

Date: 2012-07-30 07:46 am (UTC)
From: [identity profile] evg25.livejournal.com
Спасибо.

Date: 2012-07-30 07:54 am (UTC)
From: [identity profile] levakov.livejournal.com
Спасибо!!! В Реховоте в старом парке полный комплект...самолет...минометы...пушка???? и погороду трактора...много железа....

Date: 2012-07-30 08:25 am (UTC)
From: [identity profile] bukvoed.livejournal.com
Спасибо, учту. Судя по этой фотографии: http://commons.wikimedia.org/wiki/File:PikiWiki_Israel_13830_Memorial_Garden_in_Rehovot.JPG
там стоит крупповская 75-ка, про которую я писал когда-то: http://bukvoed.livejournal.com/128392.html

Date: 2012-07-30 08:28 am (UTC)
From: [identity profile] bukvoed.livejournal.com
Рад стараться. :)

Date: 2012-07-30 07:53 am (UTC)
From: [identity profile] vladfe.livejournal.com
Спасибо, очень интересно!

Date: 2012-07-30 08:28 am (UTC)
From: [identity profile] bukvoed.livejournal.com
Спасибо !

Date: 2012-07-30 09:00 am (UTC)
From: [identity profile] paintervic.livejournal.com
Спасибо, прекрасный пост! Надо же, этот музей бывает открыт даже...

Date: 2012-07-30 09:03 am (UTC)
From: [identity profile] bukvoed.livejournal.com
Только в будни :(
http://ilmuseums.com/museum_rus.asp?id=164

Date: 2012-07-30 09:49 am (UTC)
From: [identity profile] paintervic.livejournal.com
По югославским добровольцам надо уточнить - скорее всего это были боснийские мусульмане, друзья муфтия, а также русские офицеры, бежавшие от Советов в революцию. С сыном одного из них мне даже удалось побеседовать, жалею теперь, что не раскрутил его на подробный рассказ, он видать много чего знает: http://paintervic.livejournal.com/121052.html?thread=3083484#t3083484

Date: 2012-07-30 10:47 am (UTC)
From: [identity profile] bukvoed.livejournal.com
Да, боснийцы скорее всего. Мы как-то уже это обсуждали:
http://bukvoed.livejournal.com/156703.html?thread=1088799#t1088799
Правда, там было сказано, что югославов было 60-200, а Таль в одной только Яффе насчитал 350-400.

Date: 2012-07-30 11:12 am (UTC)
From: [identity profile] paintervic.livejournal.com
А, точно обсуждали:) Вообще точное количество трудно определить, скорее всего мы этого никогда уже не узнаем, но мне почему-то цифра 300-400 кажется вполне реальной, русских офицеров конечно мало было - 10-20, не больше но их вообще никто реально не упоминает...

Date: 2012-07-30 09:12 am (UTC)

Date: 2012-07-30 09:27 am (UTC)
From: [identity profile] bukvoed.livejournal.com
Данке.

Date: 2012-07-30 09:49 am (UTC)
From: [identity profile] maya-cooks.livejournal.com
мы были там с очень нудным гидом.

Date: 2012-07-30 10:45 am (UTC)

Date: 2012-07-30 10:46 am (UTC)
From: [identity profile] dedf4.livejournal.com
Рассказ несоизмеримо интереснее "содержимого" самого музея. Тода.

Date: 2012-07-30 10:49 am (UTC)
From: [identity profile] bukvoed.livejournal.com
Спасибо.
Там ещё есть фотографии всяких карт и документов, но в целом скромно, да.
(deleted comment)

Date: 2012-07-30 01:13 pm (UTC)
From: [identity profile] bukvoed.livejournal.com
Стараюсь. :)

Date: 2012-08-05 08:24 pm (UTC)
From: [identity profile] i-drlis.livejournal.com
Из 70-80 жителей город оставили порядка трети

Слово "тысяч" добавь - и получится как раз то, что ты хотел:)
Материал по взятию Яффо очень интересен сам по себе. Меня не оставляет чувство недоделанности/недосказанности какой-то в экспозиции музея. При разговоре с директором понял, что его травмирует более всего история Альталены. Собираюсь покрутить его поглубже, посмотрим, что удастся. Там очень серьезная предыстория.
Но отчет сам по себе хорош и картинки хороши. Так что, опять таки, молодец!

Date: 2012-08-05 08:44 pm (UTC)
From: [identity profile] bukvoed.livejournal.com
Упс. Спасибо.
Директор - это тот самый Йоске Нахмиас, интервью с которым по ссылке в конце постинга ?

Date: 2012-08-06 07:15 am (UTC)
From: [identity profile] bukvoed.livejournal.com
Можно было бы попытаться получить какую-то дополнительную информацию. Опять меня подвела привычка сперва фотографировать, потом разбираться. :)

А травматичных эпизодов в истории Эцель и в том числе во взаимоотношениях Эцель с социалистами хватает, конечно.

Date: 2012-08-06 11:55 am (UTC)
From: [identity profile] i-drlis.livejournal.com
Сфотографировал хорошо-и уже спасибо на этом! Разбираться во всех историях ЭЦЕЛ и ЛЕХИ - тебе не то, что поста, библиотеки не хватит! Кстати, таковая имеется в музее. Другое дело - тема, которую ты затронул: межнациональные терки в Яффо. Тут, "понимаешь", конфликт даже не двух нарративов: типа, арабы-евреи. Есть в еврейской среде(в зависимости от политической ориентации) и в арабской (в зависимости от религиозной конфессии) свои версии, причем подтверждаемые документально(???). Разобраться в этом "объективно" невозможно.
Как бы то ни было, в результате трех погромов, евреев сдвинули в северную часть постепенно, а в результате-вообще выкинули из Яффо году к 1937-1938. Всему этому процессу тоже предшествовали всякие непростые моменты, но это уже, как ты говоришь, "другая история".
В твоей истории важно то, кто одержал победу. С этим не поспоришь:)

Date: 2012-08-06 12:42 pm (UTC)
From: [identity profile] bukvoed.livejournal.com
Если мне память не изменяет, среди квартирантов в этом доме была еврейская семья, но в 30-каком-то году они предпочли перебраться к своим.

Date: 2012-08-06 12:57 pm (UTC)
From: [identity profile] i-drlis.livejournal.com
Вообще-то по Маншие я работал самую малость, но не так давно пообщался с Гиллером(он хорошо поизучал место по архивам), он утверждает, что там до 1936 было полным-полно евреев. Я ему доверяю. Впрочем, это логично.

Date: 2013-02-19 08:44 pm (UTC)
From: [identity profile] ain92.livejournal.com
Кстати, а миномёт-то наверняка послевоенный французский, сравните колёса с http://www.mortarsinminiature.com/images/techmanuals/Mortier%20120mm-2.jpg и http://www.mortarsinminiature.com/images/techmanuals/mortier%20120mm%201951w.jpg

Date: 2013-02-20 07:50 am (UTC)
From: [identity profile] bukvoed.livejournal.com
Да, у меня так и написано: "похож на Mortier Brandt de 120 mm AM 50, но опорная плита другая".

Date: 2013-02-20 03:57 pm (UTC)
From: [identity profile] ain92.livejournal.com
Да, колёсный ход, амортизаторы и двунога-лафет весьма похожи. Просто я невнимательно читал этот пост, а на Викискладе вы в описании ничего не написали.

Date: 2013-02-20 07:27 pm (UTC)
From: [identity profile] bukvoed.livejournal.com
Видимо в пост добавил, а про вики забыл...

Тель Авив - Бейт Гиди.

Date: 2016-09-14 12:36 pm (UTC)
From: [identity profile] livejournal.livejournal.com
User [livejournal.com profile] o_p_f referenced to your post from Тель Авив - Бейт Гиди. (http://o-p-f.livejournal.com/2440575.html) saying: [...] Michael, Israeli, born 1940 Memorial to Manshia 1965 Оригинал взят у в Тель Авив - Бейт Гиди. [...]

January 2026

S M T W T F S
    12 3
456 78910
11121314 151617
18 192021222324
25262728293031

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Jan. 21st, 2026 05:04 pm
Powered by Dreamwidth Studios