Иерусалим - Цветочные ворота.
Jun. 11th, 2025 12:47 am
Следующие на восток после Дамасских ворота в османской стене старого города изначально представляли собой небольшую потерну с боковой восточной стороны башни. Но в середине 19-го века жители Иерусалима начали понемногу выбираться за пределы стены, и для улучшения связи с новыми районами к 1875-му власти повелели пробить дыру большего размера в лицевой стороне той же башни. На многих языках эти ворота известны как ворота Ирода ввиду христианской традиции 16-17 веков, согласно которой неподалёку находился дворец Ирода Антипы, одного из сыновей и наследников Ирода Великого. Арабское их название - Баб аз-Захара; если верить википедии, Захара есть искажённое Сахира, название кладбища к северу от ворот, в свою очередь восходящее то ли к глаголу "бодрствовать/быть начеку", то ли к существительному "поверхность", но в обоих случаях вроде бы намекающее на грядущее воскресение мёртвых. А ещё на кладбище, мол, стоит (или, по крайней мере, раньше стояла) пушка, выстрел из которой каждый вечер месяца рамадан сообщает (или сообщал) об окончании поста; надо бы взглянуть, никак обнаружится та самая американская 75-мм М1916 из давнего поста. Но ещё арабское "захра" означает "цветок"; вероятно, отсюда пошло ивритское название ворот - Цветочные (шаар а-прахим); по другой версии, виновато похожее на цветок украшение над оригинальной потерной.
Османская стена на участке от Дамасских ворот к Цветочным и далее к северо-восточному углу старого города, как и на других участках, примерно следует линии различных более ранних укреплений, и в частности раннеисламского рва (конца 11 века ?). Согласно Векслер-Бдолах, в нескольких местах по обе стороны Цветочных ворот были обнаружны фрагменты римско-византийской стены (прим. 4 века) и раннеисламской передовой стены. Несмотря на все усилия инженеров-фортификаторов, недостатки топографии преодолеть не удалось. Тогда как восточная, южная и частично западная стороны периметра были прикрыты долиной Кидрона и долиной Бен-Ином, северная стояла на ровной местности с небольшим уклоном на юг, и ров решал эту проблему только очень отчасти. Так, именно на "сегодняшнем" участке ворвались в город участники 1-го крестового похода в 1099-м.
Крестоносцы увидели Иерусалим 7-го июня 1099 года с холма Наби Самуэль, прозванного по этой причине "горой радости"; и к вечеру того же дня подошли к городу. Согласно Раймунду Ажильскому, их армия насчитывала 1200-1300 рыцарей и 12000 прочих солдат. В тот момент город контролировался египетскими Фатимидами, представленными наместником по имени Ифтихар ад-Даула; египтяне менее чем за год до этого, в августе 1098-го, отбили объект у сельджуков. Размер гарнизона неизвестен (названные Раймундом 60 тысяч вряд ли стоит принимать всерьёз), кроме того, что он включал 400 кавалеристов. Сперва франкские отряды расположились около северо-западного угла укреплений, от Яффских до Дамасских ворот. Вскоре Раймунд Тулузский передислоцировал свой отряд на юг, на гору Сион; тогда как остальные - Готфрид, Роберт Нормандский, Роберт Фландрский, Танкред итд - заняли те или иные позиции напротив северной стены. То ли осознавая свою неспособность полностью окружить город, то ли опасаясь прибытия вражеских подкреплений, а может и ввиду избытка энтузиазма, но уже 13-го западные варвары, располагая лишь небольшим количеством лестниц, первый раз пошли на штурм, который предсказуемым образом провалился. Пришлось приступить к осаде.
На этом этапе непрошенные гости будущей столицы столкнулись с нехваткой воды; многие колодцы в окрестностях, мол, были засыпаны или отравлены. Среди первоочередных дел оказался и поиск стройматериалов для осадных приспособлений. С качественной древесиной дела в наших краях обстоят не очень, но кое-что франкским снабженцам раздобыть удалось. Как уже говорилось в одном из недавних постов, однажды поспособствовала забывчивость Фатимидов в сочетании с дизентерией Танкреда, побудившей последнего исследовать укромные пещеры. Но, возможно, главную роль сыграло прибытие в Яффу 17-го июня шести кораблей (из них 4 генуэзских); их тут же разобрали на части и отправили в Иерусалим. Так или иначе, франки соорудили не то две, не то три осадные башни, несколько метательных машин и по крайней мере один таран; засыпали в нужных местах ров и приступили к новому штурму. Башню Раймунда на горе Сион защитники вывели из строя, но другая, на участке Готфрида к востоку от Дамасских ворот, 15-го июля достигла основной стены. Два рыцаря из Фландрии, братья Летольд и Энгельберт, первыми взобрались на стену; впоследствии на этом месте установили крест. Оборона быстро рухнула. Дальше, как водится, последовали грабёж, резня и прочие ратные подвиги.
( Результаты осмотра )