Кабри - Памятник конвою в Ехиам.
Dec. 26th, 2023 12:30 am
Первые примерно четыре месяца Войны за независимость выяснение отношений между еврейскими и арабскими формированиями во всё ещё мандатной Палестине сводились, как сказали бы сейчас, к тактическим действиям - обстрелам, рейдам, засадам и так далее. Надо полагать, даже само осознание того, что это уже не беспорядки, а настоящая война, заняло какое-то время. Кроме того, на большее обеим сторонам не хватало ни организации, ни выучки, ни матчасти, да и продолжающееся присутствие британцев приходилось принимать в расчёт. В этих условиях одной из главных форм боевых действий стала так называемая "война на дорогах". Вообще говоря, охотой на вражеский транспорт занимались и те, и другие; но география и демография больше благоприятствовали арабам; в результате снабжение некоторых изолированных еврейских населённых пунктов превратилось в проблему. Евреи начали бронировать грузовики и автобусы и посылать их в составе конвоев с вооружённой охраной в импровизированных бронеавтомобилях, из которых самыми известными были так называемые "сэндвичи" (они же "бабочки"). Арабы, со своей стороны, собирали всё большие отряды, работали над баррикадированием и минированием, и в конце марта 1948-го смогли разгромить несколько крупных конвоев, главным образом в районе Иерусалима. Эти поражения на дорогах не были основной причиной, по которой еврейское руководство "запустило" серию масштабных наступательных операций; но они повлияли на то, что первую бригадную операцию Хагана провела в начале-середине апреля в "иерусалимском коридоре"; за ней последовали другие, на разных "фронтах". Противник оказался неспособен противопоставить что-либо такой концентрации сил; к середине мая, провозглашению государства и вторжению арабских армий ситуация уже была совершенно иной...
Однако в рамках данного поста более релевантен не Иерусалим с окрестностями, а северо-запад, где тоже было непросто. По плану раздела Палестины западная часть Галилеи должна была стать одним из трёх фрагментов, составлявших арабское государство; и этот план более-менее отражал демографическую ситуацию, со всеми вытекающими отсюда проблемами для оказавшихся "не на месте" еврейских населённых пунктов. Война на дорогах привела к тому, что некоторое время грузы приходилось доставлять в Наарию морем (очевидно, из Хайфы), и оттуда развозить по близлежащим посёлкам; в ответ евреи блокировали дорогу из Акко в Ливан. 23 марта Хагана и арабские нотабли из Акко договорились о взаимном пропуске конвоев, и 26-го еврейский конвой без приключений добрался до Наарии и близлежащих посёлков; на следующий день оставался только один пункт назначения - кибуц Ехиам.
Ехиам основали 26 ноября 1946-го в 11 километрах к востоку от Наарии; он был назван в честь бойца Пальмаха Ехиама Вайца, погибшего пятью месяцами раньше при подрыве железнодорожного моста через речку Кзив возле деревни Аз-Зиб (в рамках "ночи мостов"). 20-го января 1948-го кибуц был атакован 2-м батальоном Ярмук Арабской освободительной армии под началом Адиба Шишакли; однако посёлок выстоял. Бронеавтомобиль с 12 еврейскими полицейскими под началом Дана Коэна, отправившийся в Ехиам до того, как стало известно об атаке, попал в засаду около Кабри, преодолел пару баррикад и застрял на третьей. Впоследствии место, где полицейским пришлось бросить машину, получило название Гиват а-Мешурьян, т.е. "холм броневика". Шестеро погибли, остальные были вызволены подоспевшими британцами и силами Хаганы. Два месяца спустя силы АОА и проблематичное геоположение никуда не делись, а заключённая какими-то аккскими шишками договорённость была Шишакли глубоко по барабану. Сведения о вероятных проблемах дошли до руководившего организацией конвоя командира 21-го батальона бригады Кармели Бен-Ами Пахтера; комбат решил тем не менее отправить колонну в Ехиам, и сам присоединился к ней.
Конвой вышел из мошава Шавей Цион; несколько задержался в кибуце Эврон, где на один из грузовиков погрузили разобранный металлический мост, который предполагалось навести через речку Гаатон (существовавший ранее мост был взорван в ходе январских боевых действий); и в итоге покинул Наарию примерно в два часа дня. В состав колонны входили броневик с тараном для разрушения баррикад (14 человек, в том числе командовавший колонной комроты Эйтан Зейц/Зайт); бронированный пикап (6, в том числе Пахтер за рулём); небронированный грузовик с мостом (2); бронированный грузовик (2); броневик (24); бронированный грузовик (2); и автобус "Супер Вайт" номер 484М, бронированный в мастерской Мусах а-Мифрац (37); итого 7 машин и 87 человек; в первом броневике и автобусе были установлены рации.
( Результаты осмотра )