Иерусалим - Школа Сакакини.
Nov. 25th, 2021 12:12 am
(По следам экскурсии Дениса Златопольского)
Почти до самого конца 19-го века к юго-востоку от Цветочных ворот можно было увидеть руины церкви. В 1850-е её описал Шарль-Жан-Мельхиор де Вогюэ. Между 1887-м и 1892-м годами объект был разрушен за исключением подвальных помещений, и поверх последних построена школа Маймуния. Сейчас в здании действует школа для девочек, носящая имя Халиля аль-Сакакини - арабского педагога, поэта и общественного деятеля первой половины 20-го века. Сакакини и его отношение к сионистам мы сегодня обсуждать не будем, а вместо этого вернёмся к разрушенной церкви. Её идентифицируют с сиро-яковитской церковью Марии Магдалины, изображённой на Камбрейской карте 12-го века.
Известно, что в начале 5-го века в распоряжении иерусалимских яковитов был монастырь на горе Сион, а в середине 8-го некая церковь; эти учреждения были предположительно разрушены персами в 614-м и по указанию халифа Гаруна аль-Рашида в 806-7 соответственно. В 819-30 египтянин по имени Макара аль-Набрауи основал новую церковь, посвящённую Марии Магдалине. Она, в свою очередь, была разрушена в 1009-м халифом аль-Хакимом. Есть упоминание о восстановлении некой яковитской церкви в 1092-м, но по Принглу речь видимо идёт о другой церкви. Вскоре на сцене появились крестоносцы и застали в яковитском монастыре в Иерусалиме трёх немощных стариков; епископ Кирилл бежал в Египет. Позже беглый епископ вернулся; яковитский патриарх Антиохии Афанасий упросил короля Балдуина I вернуть монастырю ранее принадлежавшие тому деревни Бейт Ариф и Адасия; и наконец, источники говорят о восстановлении церкви монастыря Марии Магдалины при епископе Игнатии II, не позднее 1125-го. Объект упоминается в ряде колофонов, например под именем "святого аббатства Симона фарисея и Марии Магдалины". Примерно в 1165-м паломник Иоанн Вюрцбургский оставил следующую запись:
Есть церковь в стенах Святого Города возле св. Анны, к северу возле городской стены, которая посвящена Марии Магдалине. В ней живут яковитские монахи, которые считают, что там был дом Симона прокажённого, пригласившего Нашего Господа на трапезу, на которой Мария Магдалина припала к его ногам и омыла их слезами, целовала и вытирала волосами, и умащала маслами. Так они говорят и показывают место, отмеченное на полу крестом, где Мария припала к ногам Иисуса; и они изобразили это на раскрашенной плите и до сих пор показывают в прозрачном сосуде найденный там волос Марии.
Здесь, наверно, стоит отметить (прежде всего на будущее для себя самого), что христианская традиция порой отождествляет Симона фарисея из Луки 7:36-50, пригласившего Иисуса на трапезу...
Некто из фарисеев просил Его вкусить с ним пищи; и Он, войдя в дом фарисея, возлег. И вот, женщина того города, которая была грешница, узнав, что Он возлежит в доме фарисея, принесла алавастровый сосуд с миром и, став позади у ног Его и плача, начала обливать ноги Его слезами и отирать волосами головы своей, и целовала ноги Его, и мазала миром. Видя это, фарисей, пригласивший Его, сказал сам в себе: если бы Он был пророк, то знал бы, кто и какая женщина прикасается к Нему, ибо она грешница. Обратившись к нему, Иисус сказал: Симон! Я имею нечто сказать тебе. Он говорит: скажи, Учитель. Иисус сказал: у одного заимодавца было два должника: один должен был пятьсот динариев, а другой пятьдесят, но как они не имели чем заплатить, он простил обоим. Скажи же, который из них более возлюбит его? Симон отвечал: думаю, тот, которому более простил. Он сказал ему: правильно ты рассудил.
...с Симоном прокажённым из Вифании, из Марка 14:3 (или Матфея 26:6):
И когда был Он в Вифании, в доме Симона прокаженного, и возлежал, — пришла женщина с алавастровым сосудом мира из нарда чистого, драгоценного и, разбив сосуд, возлила Ему на голову.
Соответственно, безымянная грешница Луки идентифицируется в западной традиции с Марией из Вифании, упомянутой Иоанном в 11:1,2 + 12:3...
Был болен некто Лазарь из Вифании, из селения, где жили Мария и Марфа, сестра ее. Мария же, которой брат Лазарь был болен, была та, которая помазала Господа миром и отерла ноги Его волосами своими... За шесть дней до Пасхи пришел Иисус в Вифанию, где был Лазарь умерший, которого Он воскресил из мертвых. Там приготовили Ему вечерю, и Марфа служила, и Лазарь был одним из возлежавших с Ним. Мария же, взяв фунт нардового чистого драгоценного мира, помазала ноги Иисуса и отерла волосами своими ноги Его; и дом наполнился благоуханием от мира.
...и далее с Марией Магдалиной. Правда, восточные церкви не разделяют эту традицию; и в частности вышеупомянутого Иоанна Вюрцбургского яковиты убеждали, что Мария Магдалина и Мария из Вифании -
Anyway, яковитская церковь Марии Магдалины продолжила отмечаться в источниках, в частности в связи с расколом в яковитской церкви в 1180-е (недвижимость пытался отобрать у патриарха Михаила Сирийца альтернативный патриарх Теодор бар Вахбун). Пока патриархи выясняли, кто из них главный, Иерусалим перешёл под контроль Саладина. В 1197-м церковь переоборудовали в медресе Маймуния, по имени (надо полагать) основателя, Фарис ад-Дина Маймуна аль-Касри. Последний был франком по происхождению, но при неуказанных обстоятельствах стал мамлюком Саладина, дослужился до должности казначея (хазандар) и получил большие земельные наделы в Самарии. После смерти Саладина Маймун поддерживал сыновей султана в борьбе за трон против брата султана и соответственно их дяди аль-Адиля, и в результате победы аль-Адиля лишился упомянутых земель. Умер он в 1213-м в Халебе, при дворе сына Саладина аз-Захира Гази.
После возвращения франков в Иерусалим (1229) объект снова передали яковитам; в 1237-м в монастыре обитали 70 монахов. Пилигрим Франческо Пипино (1320) всё ещё идентифицирует здание как церковь, но чуть позже Иаков из Вероны (1335) и Николас из Поджибонси (1346-50) обнаруживают здесь мечеть. По Муджир ад-Дину, к концу 15 века объект был заброшен. В 1540-1 отсюда брали камни для строительных работ в медресе Танкизия. В 17-м веке Франческо Кварезми отмечает
большую и красивую церковь и монастырь, но большей частью разрушенные; однако верхняя часть ещё в порядке и в ней жувут турки... Перед домом и церковью есть атрий или сад. Мне всегда было трудно попасть в этот дом; его интерьер можно разглядеть только снаружи, через открытую дверь или трещины в ней. Дом и церковь называют домом фарисея и церковью св. Марии Магдалины.
Чуть позже, повидимому, была опять сделана попытка устроить в бывшей церкви медресе; так, документ 1669-70 годов говорит о выделении средств; но в 1674-м очередной паломник описывает здание как почти полностью разрушенное. В середине 19-го века Эрмете Пьеротти оставил следующее описание:
All that now remains of this building is the porch, part of the choir, and the side walls, which are left standing at irregular heights above the ground; everything else is a heap of ruins, overgrown with creeping plants; and in the middle a potter carries on his craft of making pipes, water-pots, and the like... I removed the rubbish from the interior to search for the remains of pillars, in the hope of being able to ascertain the plan of the building; but my labours were fruitless, and I must therefore refer my reader to M. de Vogüé's work...
(Jerusalem Explored V)
Что было дальше, мы уже знаем.
( Результаты осмотра )