Джуб Юсуф.
May. 4th, 2017 12:18 am
Начнём со всем знакомой истории, приключившейся с библейским Иосифом:
И сказал Исраэйль Йосэйфу: ведь братья твои пасут в Шехэме; пойди же, я пошлю тебя к ним. И он сказал ему: вот я. И он сказал ему: пойди же, посмотри, здоровы ли братья твои и цел ли скот, и принеси мне ответ. И послал его из долины Хэвронской; и он пришел в Шехэм. И нашел его некто, когда он блуждал по полю, и спросил его тот человек, говоря: чего ты ищешь? Он сказал: братьев моих ищу я; скажи мне, где они пасут? И сказал тот человек: они двинулись отсюда, ибо я слышал, как они говорили: "пойдемте в Дотан". И пошел Йосэйф за братьями своими, и нашел их в Дотане. И увидали они его издали, и прежде чем он приблизился к ним, они замыслили убить его. И сказали друг другу: вот сновидец тот подходит. Теперь же пойдем и убьем его, и бросим его в одну из ям, и скажем: хищный зверь съел его; и увидим, чем станут сны его. И услышал Рыувэйн, и избавил его от рук их, и сказал: не лишим его жизни! И сказал им Рыувэйн: не проливайте крови; бросьте его в эту яму, которая в пустыне, а руки не налагайте на него; чтобы избавить его от рук их, чтобы возвратить его к отцу его. И было, когда пришел Йосэйф к братьям своим, они сняли с Йосэйфа рубашку его, рубашку его разноцветную, что на нем. И взяли его, и бросили его в яму; а яма эта пустая, не было в ней воды.
(Бытие 37:13-24)
Дотан, сообщает нам Евсевий, "существует в пределах Севасты, отстоя от нее на 12 милиариев к С". В 1851-м Ван де Вельде набрёл километрах в 16 севернее Себастии на холм с идеально подходящим названием Тель Дотан; так что, кажется, с географией этой истории сейчас всё ясно. Но за тысячу с гаком лет до Ван де Вельде яма Иосифа перекочевала в Коран, причём без каких-либо географических ориентиров:
Один из них (братьев) воскликнул: «Если вы [все же] решили что-то сделать, то не убивайте его, а бросьте на дно колодца, он будет подобран путниками... Когда ушли они с ним и сообща решили, что поместят его на дно колодца, Мы внушили ему (Юсуфу) [Божественным Откровением]: «Ты им еще напомнишь об этом поступке, а они и не почувствуют [они, увидев твою власть и величие, даже представить себе не смогут, что ты — это тот самый беззащитный Юсуф]».
(12:10-15)
Мусульманские комментаторы, таким образом, были вольны искать место злоключений Юсуфа где угодно, и находили в разных местах - от Иерусалима до "где-то в Сирии". В 13-м веке Якут аль-Хамауи приводит две версии - самарийскую и галилейскую:
Джуб Юсеф, дыра, в которую его бросили братья, чём упоминает Аллах в его драгоценной книге, находится в Урдане, между Баниасом и Тверией, 12 миль от Тверии по дороге в Дамаск. Так сказал Истахри, а другие говорят, что Яков жил в Шхеме в Палестине, и что колодец... находится между Кфар Махпария, называемой Санджил, и Шхемом...
Упомянутый в цитате аль-Истахри - географ десятого века; в том же десятом Кудама помещает яму Иосифа (Джуб Юсуф) в окрестностях Тверии, а аль-Мукадаси - в одном переходе от Баниаса. При крестоносцах традицию переняли христианские авторы (так, Робинсон упоминает Бурхарда); а поскольку в отличие от мусульман твёрдо знали, что яма должна быть в Дотане, то и последний перенесли в Галилею.
Во второй четверти 14-го века марокканский путешественник Ибн Батута обнаружил яму Иосифа между Тверией и Бейрутом, во дворе небольшой мечети, и рядом с завией. В 1470-м бельгиец Ансельм Адорно отметил по пути от Кинерета на север, в месте под названием Jebehosep, "красивый каравансарай недавней постройки" и колодец, который мавры считают священным и не позволяют христианам из него пить; правда, почему-то (ассоциация с Иосифом виновата ?) он решил, что находится в библейском Шхеме, а колодец - тот самый, из которого самаритянка поила Иисуса. Согласно Робинсону, хан и яма Иосифа упоминаются в 16-м веке Фюрером и Радзивилом, и в семнадцатом Кварезми. Аквиланте Рочетта (1599) отмечает каравансарай ("древний клуатр"); внутри (?) колодец Иосифа, над которым установлен деревянный купол на четырёх мраморных колоннах; и на холме к востоку руины домов сыновей Иакова; и добавляет, что колодец почитался армянами и другими восточными христианами. François-Savinien d'Alquié (1667) пишет про хан и колодец в его углу, под куполом на четырёх колоннах, рядом с мечетью. Наполеоновский географ Пьер Жакотен на своей карте пометил один из перекрёстков дорог "Puits de Joseph", но о хане почему-то умолчал; хотя соседние каравансараи у него отмечены. Зато находившийся по другую сторону баррикад британский морской офицер Фрэнсис Спилсбери оставил рисунок с сопроводительным текстом:
( Результаты осмотра )