Мецудат Йоав.
Aug. 5th, 2012 06:11 pm
В апреле 1936 в мандатной Палестине разразилась большая буза. Местная полиция оказалась неготова к беспорядкам такого масштаба. И в октябре 1937 озабоченный министр по делам колоний направил в Палестину бывшего начальника полиции Калькутты Чарльза Тегарта, слывшего крутым специалистом по борьбе с террором. От должности начальника палестинской полиции Тегарт отказался, но любезно согласился "съездить и разобраться" в качестве консультанта. В итоге он провёл в Палестине более года - с декабря 37 по июнь 38 и с сентября 38 по май 39 - и предложил комплекс мер по обеспечению безопасности. Среди прочих "корней зла" Тегарт отметил прозрачность северной границы, через которую из французских владений постоянно просачивались нежелательные элементы; и соответственно инициировал строительство пограничного заграждения, подкреплённого семью "крепостцами"; проект был завершён в начале 1939. Другой проблемой была уязвимость полицейских участков; её призвана была решить "программа PBP" - 62 укреплённых участка по всей западной Палестине, вмещавших помимо прочего жильё для персонала. Участок представлял собой прямоугольное двухэтажное (реже трёхэтажное) здание с внутренним двором, с двумя башнями в противоположных углах, примерно такое. Работы продолжались до второй половины 1943. В народе эти участки до сих пор именуются "фортами Тегарта" или просто "тегартами".
В 1939 восстание было, наконец, подавлено. Оно вынудило британцев пойти навстречу арабам в некоторых вопросах, в частности ограничить еврейскую иммиграцию. С другой стороны, в ходе подавления беспорядков британцы выбили или разогнали по заграницам наиболее "пассионарных" бузотёров; к тому же проблемы с арабами подтолкнули мандатные власти к сотрудничеству в сфере безопасности с сионистами. Таким образом, буза 1936-39 оказала определённое влияние на расклад в 1947-м. Свою роль в войне за независимость сыграли и некоторые из фортов Тегарта. После ухода британцев форты были заняты арабскими либо еврейскими отрядами; и иной раз другая сторона натыкалась на них в ходе наступления. В условиях дефицита подготовленных "штурмовых отрядов" и тяжёлого вооружения у обеих сторон выбить противника с такой позиции было непросто, чему иллюстрацией неудачные попытки выгнать Арабский Легион из Латруна или восемь штурмов форта Ирак Суэйдан. Последнему объекту, собственно, и посвящён данный пост.
В конце 1920-х британцы организовали около дороги из Мадждаля в Хеврон (теперь шоссе 35) небольшой полицейский пост и назвали его Фалуджа по имени крупной деревни, располагавшейся на несколько километров восточнее. Позже, в рамках программы PBP, компания "Гарри П. Кей" построила вместо старого поста "тегарт" класса Police Post, и сдала его заказчику 5 июня 1941-го. В какой-то момент объект переименовали в Ирак Суэйдан - тоже одна из местных деревень, меньше Фалуджи, но ближе. Персонал участка насчитывал 31 полицейского, из них 11 британских, при 14 лошадях и одном автомобиле. Британцы покинули форт вечером 12 мая; их место заняли египетские добровольцы. Опоздавший на день взвод из 53-го батальона бригады Гивати обнаружил объект занятым и отступил. Вторая попытка (Гивати, ночью 18-19 мая), третья (Гивати и Негев, ночью 20-21) и четвёртая (Негев, ночью 10-11 июня) тоже не удались.
Вскоре форт, получивший прозвище "чудовище на холме", превратился в ключевой укреплённый пункт египетской армии. К лету 48-го египетские силы в Палестине были сосредоточены вдоль двух более-менее параллельных дорог Газа - Мадждаль - Исдуд (теперь шоссе 4) и Ауджа - Беер Шева - Иерусалим; связь между этими двумя группировками обеспечивалась по поперечной (запад-восток) дороге Мадждаль - Бейт Джибрин (уже знакомое нам шоссе 35). К югу от последней дороги осталась отрезанной от "большой земли" группа еврейских поселений в Негеве. Выходит, что перерезав дорогу, евреи убили бы сразу двух зайцев - восстановили бы связь с Негевом и разрезали бы пополам египетскую "букву Н". У египтян, соответственно, был резон дорогу держать.
( Результаты осмотра )