
Как же, знаю, - скажет при слове Ципори (а лучше - Ле Сафори) мало-мальски подкованный крестоносцефил. И смахнув украдкой слезу, помянет тихим непечатным словом непоследовательного короля Ги де Лузиньяна и неразумного тамплиера Жерара де Ридфора. Так франкам и надо, - ответит ему крестоносцефоб, - сперва они испортили себе карму погромами, потом весь пар второго крестового похода ушёл в свисток, ещё позже авантюрист Рено де Шатильон зачем-то провоцировал Саладина при каждом удобном случае, а Раймонд, граф Триполи, напротив, заключил с Саладином сепаратное перемирие... И поссорятся крестоносцефил с крестоносцефобом, и расфрендят друг друга, и возможно даже забанят... впрочем, что-то меня занесло.
Согласно Талмуду, название Ципори было дано городу потому, что он сидит на вершине горы, подобно птице (ципор). Впервые мы узнаём о существовании Ципори от Флавия, описывающего события примерно 103-го года до н.э.:
Но так как Александр [вовремя] узнал о намерении Птолемея, то и он собрал около пятидесяти тысяч воинов, а по данным у некоторых историков, даже восемьдесят тысяч, и с этой ратью двинулся на Птолемея. Тогда последний неожиданно напал на галилейский город Асохис {Тель Ханатон}, взял его штурмом в одну из суббот и увел и унес оттуда около десяти тысяч пленных и значительную добычу. Попробовав сделать то же самое с городом Сепфорисом, отстоявшим недалеко от разрушенного Асохиса, он, однако, потерял здесь множество войска и [потому] пошел войной на Александра.
(Иудейские древности 13:12)
В 57 проконсул Авл Габиний сделал Ципори административным центром Галилеи:
Всю страну он разделил на пять округов с общественным управлением в каждом, а главными окружными городами были назначены: Иерусалим, Гадара, Амафос, Иерихон и Сепфорис в Галилее.
(Иудейская война 1:8)
Примерно в 38 Ирод выбил из города сторонников хасмонейской династии:
Сепфориса он достиг в сильную вьюгу и взял этот город без труда, так как при его приближении гарнизон бежал оттуда. Здесь он дал своим солдатам отдохнуть после перенесенной непогоды (жизненных продуктов найдено в городе в большом запасе) и выступил против разбойников в пещерах {Арбель}, которые своими частыми набегами сделались для жителей страны таким же страшным бичом, как и настоящая война.
(Иудейская война 1:16)
После смерти Ирода в городе случилась буза, быстро подавленная римскими властями:
Дальше, в Сепфоре, в Галилее, Иуда—сын того Езекии, который некогда во главе разбойничьей шайки разорял страну, но был побежден царем Иродом, поднял на ноги довольно многочисленную толпу, ворвался в царские арсеналы, вооружил своих людей и нападал на тех, которые стремились к господству... Гай отбил назад всех ставших против него, покорил город Сепфору, предал его огню, а жителей продал в рабство.
(Иудейская война 2)
Ирод Антипа восстановил город и нарёк его (в честь императора ?) Автократорис; что, впрочем, не помешало тому же Антипе в дальнейшем построить себе новую столицу - Тверию. Когда свободолюбивый народ Галилеи, во главе с Флавием, поднялся на борьбу с римским игом... короче, начиналось всё неплохо:
только сепфорийцам он предоставил самим обустроить свои стены, так как он нашел их снабженными деньгами и вполне расположенными, по собственному побуждению, к войне.
(Иудейская война 2:20)
Однако сообразительные ципорийцы быстро смекнули, у кого дубинка больше:
В этом городе {Акко} его {Веспасиана} встречали мирно настроенные граждане Сепфориса из Галилеи. Они не заблуждались насчет своих собственных выгод и могущества римлян и еще до прибытия Веспасиана заключили оборонительный и наступательный союз с Цестием Галлом, получив от него гарнизон; теперь же, будучи благосклонно приняты полководцем, они объявили себя готовыми к участию в борьбе против своих соотечественников. По их же просьбе полководец дал им гарнизон из пехоты и всадников, достаточно сильный для того, чтобы выдержать могущие произойти нападения со стороны исступленных иудеев. Ибо потеря Сепфориса ему казалась не мало опасной для предстоящей войны, так как он был величайший город Галилеи, имел от природы хорошо защищенное положение и мог поэтому сделаться опорным пунктом для всей страны.
...
Иосиф, впрочем, сделал нападение на город и надеялся покорить его после того, как он сам до отпадения города от галилеян так сильно укрепил его, что даже римляне не могли бы взять его, разве только с большим трудом. Но по этой именно причине он ошибся в расчете: он увидел себя одинаково не в состоянии победить сепфорян ни силой, ни добрым словом.
(Иудейская война 3)
Монеты 67-68 годов не только помечены именем Веспасиана, ещё раз подтверждая тем самым про-римскую позицию горожан, но и предоставляют ещё один вариант названия - Эйренополис-Нерониас-Сепфорис (тут и "город мира", и император Нерон...). В очередной раз римляне переименовали Ципори при Адриане, в в Диокейсарию (город бога и императора).
Ближе к концу второго века в Ципори переехал Синедрион во главе с Иегудой а-Наси, и здесь появилась на свет Мишна. Походя, при обсуждении законов, касающихся городских домов, Мишна сообщает, что "старая кастра" Ципори была обнесена стеной ещё во времени Иисуса Навина; источник информации, вестимо, неясен. В середине третьего века Синедрион отправился дальше, в Тверию. В 351-м году Ципори стал центром очередного антиримского восстания, которое власти в лице военачальника Урсицина быстро подавили. Летописцы уверяют, что городу досталось:
А между тем диокесарийские Иудеи стали делать набеги на Палестину и соседние области. Взявшись за оружие, они не хотели повиноваться Римлянам; но кесарь Галл, живший тогда в Антиохии, узнав об этом, послал против них войско, которое разбило их, а Диокесарию разрушило до основания.
(Созомен)
Галл подавил евреев, которые убили ночью солдат и захватили оружие для мятежа. Многие тысячи людей были убиты, даже невинные младенцы; и их города Диокейсария, Тверия и Диосполис {Лод}, и много деревень, он предал огню.
(Иероним)
Управление Парков, однако, с летописцами не соглашается, и специально отмечает, что город разрушен не был. Так или иначе, как будто мятежа было мало, через 12 лет матушка-природа порадовала сильным землетрясением.
Первая информация о местных христианах относится к началу четвёртого века, когда Иосиф, перешедший в христианство еврей, получил от властей разрешение построить здесь церковь; впрочем, была ли эта церковь и в самом деле построена - неизвестно. До второй половины века Ципори оставался почти исключительно еврейским городом; в этом, во всяком скучае, уверяет нас Феодорит. Со временем, однако, христианское присутствие стало достаточно значительным для того, чтобы Ципори обзавёлся епископом; в 518 этот пост занимал некто Марселлин. После захвата византийской Палестины мусульманами, Ципори (Сафурия) вошёл в состав провинции Иордан (Джунд Урдун).
К 12 веку от былого величия мало что осталось. Иоанн Фока характеризует франкский Ле Сафори (Le Saforie) как "город в Галилее почти без домов и без следов прежнего богатства"; а Вениамин Тудельский упоминает лишь многочисленные еврейские могилы, но, очевидно, не находит евреев среди современных ему жителей Ле Сафори:
Three parasangs further is Saffuriya or Sepphoris. Here are the graves of Rabbenu Hakkadosh {т.е. Иегуда а-Наси}, of Rabban Gamaliel, and of R. Chiya, who came up from Babylon, also of Jonah the son of Amittai; they are all buried in the mountain. Many other Jewish graves are here.
Теодорих (1169-72) называет Ла Сефори укреплённым городом, но пока что единственное имеющееся укрепление - башня на вершине холма. Судя по летописи 13 века, укрепление (castrum Saphorie) принадлежало королю.
Франкские армии часто разбивали лагерь около Ципори; причиной были, вероятно, близость к важным дорогам и наличие поблизости источника воды, способного напоить целое войско (Эйнот Ципори, километрах в двух к югу). Именно в Ципори 2 июля 1187-го, пока Саладин штурмовал Тверию, лидеры крестоносцев собрались на военный совет - решать, следует ли идти на помощь или оставаться на месте. Некоторые, notably вышеупомянутый Раймонд, по совместительству лорд Тверии, выступили за второй вариант. Но в конце концов магистр тамплиеров де Ридфор уговорил-таки короля выступить утром 3 июля на восток, за чем последовало катастрофическое поражение при Гаттине. Вопрос, что было бы, прояви франки осторожность - разумеется, из области альтернативной истории; но во всяком случае если бы Саладин атаковал Ципори, ему пришлось бы иметь дело со свежей армией, а не усталой и страдающей от жажды. А уж заслужили крестоносцы свою долю или нет - это и вовсе не в моей компетенции...
Франки вернули Ле Сафори дипломатическим путём в 1241-м. Луи IX останавливался здесь в 1251-м. В 1255-м деревня упоминается как принадлежащая епископу Назарета. Некоторые книги "передают" Ципори тамплиерам, но Прингл настаивает, что в документе, на который ссылаются означенные книги, значится Ле Саффран (Шфарам). Мамлюки захватили Ципори между 1263 и 1266, и Ле Сафори снова стал Сафурией. Деревня фигурирует в османских документах от 1572-го (в связи с какой-то бузой устоенной "фракцией" кайс) и 1596.
В восемнадцатом веке, при бедуинском правителе Галилеи Захире аль-Омаре, построенная крестоносцами башня была восстановлена. Около 1900-го башню ещё раз отремонтировали и приспособили под деревенскую школу. К 1948-му население деревни достигло 4000 человек. Моррис пишет, что Сафурия участвовала в волнениях 1936-39 и поддерживала Каукджи в 1948-м. Деревня была занята АОИ в ходе операции Декель. Жители бежали; порядка 500 оставшихся или вернувшихся были депортированы в начале 1949-го. Многие перебрались в близлежащий Назарет.
( Результаты осмотра )