
Веке в третьем-четвёртом до нашей эры взбрело зачем-то финикийцам в голову построить на берегу Средиземного моря очередной порт. Греческий документ третьего века до н.э. (папирус Зенона) упоминает его как "Стратонос Пиргос", т.е. "Башня Стратона". Личность Стратона, увы, не установлена окончательно: согласно одной версии это один из нескольких царей Сидона, именовавшихся Абдаштарт; по другой - некая неизвестная птолемейская шишка. "Наши" в лице Александра Янная завладели городом примерно в 100-м году до н.э., сменив бывшего селевкидского наместника, провозгласившего себя независимым тираном. В 63-м году до н.э. пришли римляне под началом Помпея и всех разогнали. Когда поутих звон мечей и скрип перьев, Башня Стратона оказалась в составе вассального королевства Иудея, с Иродом Великим на престоле.
В двадцать-каком-то году до н.э. Ирод затеял в городе капитальний ремонт. А заодно, видимо, решил, что увековечивать какого-то покойного Стратона совершенно бессмысленно, а вот уважить Цезаря Октавиана - не помешает; посему название "Кейсария" будет гораздо уместнее. Название подошло даже лучше, чем можно было предположить. К концу первого века н.э. слово "цезарь" из имени превратилось в титул, и каждый император мог принять название на свой счёт :). Соответственно, оно подвергалось только мелкой правке - сегодня Caesarea Maritima, завтра Caesarea Palaestinae, послезавтра, скажем, Flavia Augusta Caesarea...
В 6-м году н.э. тот же самый Октавиан сместил Архелая Иродовича с поста этнарха Иудеи, и далее Кейсария служила административным центром римской провинции - сперва Иудеи, затем Сирии Палестинской (Syria Palaestina); а ещё позже византийской Первой Палестины (Palaestina Prima). Здесь жил и работал знаменитый Понтий Пилат; по Флавию выходит, что Пилат делил своё драгоценное время между "наездами" на иудеев и подавлением происходивших в результате волнений. Город неоднократно упоминается в Новом Завете - в частности как пункт в путевом листе Павла, и как место где Пётр впервые обратил в христианство язычника, центуриона Корнелия.
Флавий сообщает о конфликтах между язычниками, составлявшими большую часть населения Кейсарии, и быстро росшим еврейским меньшинством. Один из таких инцидентов, случившийся в 66-м году, часто упоминают как "запустивший" ту самую Иудейскую Войну. Согласно Флавию, местный грек поставил у входа в синагогу горшок и принёс над ним в жертву птиц. Есть мнение, что в действиях грека был усмотрен намёк на старую египетскую байку о происхождении евреев от прокажённых; ведь по случаю очищения от проказы ТАНАХ предписывает зарезать птицу над глиняным сосудом (Ваикра 14:5). Так или иначе, последовавшая теологическая дискуссия приняла форму мордобоя, затем перешла в еврейский погром, и покатилось... Только в конце второго века в Кейсарии снова возникла еврейская община; в третьем-четвёртом веках здесь жил известный талмудист Аббаху; когда еврейское присутствие снова сошло на нет, неясно. В городе, повидимому, также существовала довольно значительная самаритянская община. И, разумеется, росла община христианская, в т.ч. Ориген, Памфил и Евсевий. Памфилу приписывается создание в Кейсарии библиотеки; к 630-му г. библиотека насчитывала тридцать тысяч книг.
Византийский период выдался для города особенно благополучным. Интересные времена настали в седьмом веке, когда он был сперва захвачен персами (614-й г.), затем отбит византийцами (628-й г.), а на закуску пришли мусульмане. К 637-му эти последние контролировали всю экс-византийскую Палестину; и только наш сегодняшний объект продержался до 640-го, чему несомненно способствовала связь по морю с метрополией. По аль-Баладури, падение города было результатом предательства; мол, некий еврей Юсеф провёл мусульманский отряд внутрь по тоннелю. Византийский император Иоанн Цимисхий ненадолго отбил Кейсарию три века спустя, в ходе кампании 975-го года; но в итоге отступил, и объект без боя вернулся под мусульманский контроль. Из-за насыщенного событиями седьмого века, а также в силу "сухопутной" ориентации халифата, Кейсария захирела; арабский город был гораздо скромнее византийского по территории и утратил своё значение как порт, а книги (должно быть) зачитали какие-то неизвестные библиофилы. И всё же около 985-го аль Мукаддаси снова описывает её как процветающую - мол, нет города красивее; в наличии фрукты, молоко, хлеб, крепость, нарядная мечеть, колодцы и резервуары (римско-византийские акведуки, как видно, вышли из строя). В 1047-м здесь побывал персидский путешественник Насир Хосров; из его записей можно понять, что и акведуки привели в порядок:
Это красивый город с проточной водой, пальмовой рощей, сладкими и кислыми апельсинами, прочной стеной и железными воротами. По городу протекают ручьи ключевой воды. Там красивая соборная мечеть; сидя на ее дворе, можно наслаждаться видом на море. Там была мраморная ваза, сработанная так красиво, как китайский фарфор, вместимостью около ста мен воды.
Франкский король Иерусалима Балдуин I прибрал Кейсарию к рукам в мае 1101-го года, при содействии генуэзского флота. В дальнейшем город был опять взят арабами (1187-й г.); снова крестоносцами (1191-й г.); и наконец мамлюками (1265); последние, чем продолжать эту канитель, предпочли просто снести всё нафик, и на этом древний город прекратил своё существование (подробнее про средневековую Кейсарию см. отдельный пост).
Петерсен упоминает поселение, возникшее здесь в 17-м веке и загнувшееся в 18-м. В 1884-м на развалинах поселилась группа беженцев из Боснии, которым пришлась не по душе новая австрийская администрация. Осенью 1917-го в деревне совершил посадку почтовый голубь, что привело к ликвидации подпольной организации НИЛИ. К 1945-му население деревни составляло 960 человек. По Моррису, большинство жителей бежало после нападения Лехи на местный автобус 31-го января 1948-го; остальных изгнала Хагана 19-20 февраля и разрушила дома. Опять же по Моррису, это было первое организованное изгнание в ходе арабо-израильской войны 1947-9 годов. Земля деревни или ещё часть ещё до 1948-го принадлежала Палестинскому еврейскому колонизационному обществу под руководством Ротшильдов; после образования Израиля последние передали свои владения государству; но именно этот участок ожидала особая судьба - он перешёл фонду, частично ротшильдовскому, а частично государственному; непосредственное управление собственностью было вверено принадлежащей фонду компании. Нa означенной территории компания сперва построила центр отдыха и туризма - гостиница, гольф-клуб итд; а в 1977-м к северу от древнего города возник посёлок Кейсария (на 2019-й год - 5343 жителя) - единственный в Израиле населённый пункт, которым вместо муниципалитета или совета управляет компания.
( Результаты осмотра )
Crossposted to tourism_israel.